Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Вселенское Православие

СТАРЕЦ ПОРФИРИЙ

Невидимые узы духовного родства связывают старца Порфирия с величайшим святым ХХ века - свт. Нектарием Эгинским. Рос мальчик Евангел (будущий старец Порфирий) в очень бедной крестьянской семье на острове Эвия (древняя Эвбея). Ему удалось лишь два года посещать школу. Был он малограмотным, но достиг величайших глубин духа, - тем, что постоянно изучал св. Писание, творения свв. Отцов и Жития святых. Еще в раннем детстве отец научил его молиться и читать религиозные книги. Кстати, свт. Нектарий любил служить во многих храмах острова Эвия и зачастую брал с собой отца Евангела - Леонида.

Уже в 12-14-тилетнем возрасте Евангел ушел на Святую Гору и всецело отдал свою волю в послушание двум старцам скита Кавсокаливия, так что сумел совершенно отказаться от своего "я". Подвергал себя самым суровым аскетическим подвигам, и Благодать Божия не замедлила посетить юного подвижника, постриженного в иночество с именем Никита. Однажды после литургии, причастившись Святых Христовых Таин, он вернулся в келью и, воздев руки к небу, трижды громко возгласил: "Слава Тебе, Боже!"

Быв "в духе", он однажды сильно сострадал Распятому Господу Иисусу Христу и в порыве любви к Нему воскликнул: "Господи, как Ты страдаешь на кресте ради меня, грешного! И вот Ты весь вошел в меня в св. Причастии. Дай же и мне приобщиться к Твоим страданиям! Пошли мне болезнь, например, рак…" Когда он признался в этом на исповеди, то духовный отец сказал ему, что не должно просить себе страданий, не должно искушать Господа. Он лучше знает, что нам надобно.

И все же в глубокой старости о. Порфирий страдал от многих тяжких недугов, в том числе и от рака, и благодарил Бога за то, что он услышал его молитву. Благодарил, а не роптал и не просил себе здоровья, и безпрестанно на устах его и в сердце творилась молитва Иисусова: "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя".

Дожив до глубокой старости, о. Порфирий временами так преображался, что лик его излучал свет, какое-то ласковое, тихое, теплое сияние. Некоторые находили в его лице черты сходства со свт. Нектарием Эгинским. Иные говорили, что это уже было не лицо земного человека, а образ или икона, сияющая всеми цветами радуги. То есть, в нем умер ветхий человек и родился Богоподобный, ибо человек сотворен по Образу и Подобию Божию. Отсюда его неисчислимые Дары Святого Духа, такие, как дар любви, дар молитвы, дар прозорливости, дар исследований глубин богословских, дар исцеления и т.д.

К сему добавим, что строится женский скит в местечке Милеси, который заложен был еще при жизни самим старцем Порфирием. Работы и поныне продолжаются. Старец говорил, что будет там женская лавра, и будет четверо мощей (четверых монахинь). И будет столь известен этот монастырь, что будут посещать его паломники со всего мира, как ныне посещают остров Эгину, где почивает телом своим свт. Нектарий.

м. Евангелия (Лагопулу), Афины

ПОУЧЕНИЯ СТАРЦА ПОРФИРИЯ О ХРИСТЕ

Когда Христос приходит к человеку, когда посетит его душу - душа изменяется… Жизнь без Христа не есть жизнь. Если во всех твоих делах и мыслях нет Христа, то это значит, что ты живешь без Христа. Христос - наш друг, наш брат. Он - все. Он назы-вает нас братьями, друзьями… Он говорит: "Я вас не пугаю, Я вас люблю. Я хочу, чтобы радовались вместе со Мною, радова-лись жизни". Понимаете? Кто во Христе живет, в том нет мелан-холии, нет эгоистической обращенности внутрь самого себя. Греховные помыслы - вот где причина страданий человека, это они наносят ему травму. А Христос есть радость, жизнь, Он есть Свет Истинный. И этот Свет Христов заставляет человека радоваться, летать, видеть всех и вся, болеть и сострадать всем, желать всем быть вместе, рядом с Христом. Когда хри-стианин обретет Христа, узнает Христа, когда восчувствует Его в сердце своем, тогда он хочет кричать и говорить о Нем везде и всюду. Он хочет рассказать, что есть Христос, он хочет, чтобы все славили Христа.

Вдали от Христа - печали, меланхолия, расстройства, нервы, воспоминания травм жизни, падений, борьбы и т.д. И вот мы идем то туда, то сюда, ищем покоя и нигде не находим его. Ко-гда же обретем Христа, то пусть это будет пещера, а мы сидим там и не хотим никуда из нее уйти, так как боимся потерять Христа. Почитайте жития аскетов, и вы убедитесь в этом…

Все мы призваны так жить. Когда мы говорим, что мы христиа-не, это значит, что мы Христовы. Понимаете? Христос называет: "Вы друзья Мои, Я не хочу, чтобы вы смотрели на меня иначе, что Я есть Бог, что Я - Слово Божие, что Я - ипостась Святой Троицы. Я хочу, чтобы вы видели во Мне вашего родного, вашего брата, чтобы вы Меня обняли, чтобы вы почувствовали меня в вашей душе - друга вашего, Меня, который есть источник жизни и истины.

Конечно, мы говорим, что есть и сатана, есть ад, есть смерть. Все это в самом деле есть. Это другая сторона, это зло и тьма.

Человек Божий должен любить Христа, и когда он Его полюбит, то он избавляется от диавола, от ада, от смерти. Вы меня спросите: "А ты-то достиг этого?" Нет, не достиг, но я этим живу, этого желаю, пытаюсь так жить, призывая в помощь Благо-дать Божию. Трудности наши оттого, что нет в нас Христа. О, если б мы слышали, если б мы только чувствовали, как Он кри-чит нам: "Друг! Брат!" Какая глубина кроется в этом! Какое мужество, какое дерзновение! Христос не хочет, чтобы мы испы-тывали страх. Так он нас любит!

ИЗ БЕСЕД СТАРЦА ПОРФИРИЯ С ДУХОВНЫМИ ЧАДАМИ

- Все-то Вы, батюшка об эгоизме говорите.

- Да, потому что в нас и следа эгоизма не должно быть, ты слышишь, ни следа.

- Стяжите смирение, как можно больше смиряйтесь.

- Трудно смиряться в мире, в котором мы живем, старче. Как этого достичь?

- Любовью ко Христу.

- Я бы хотел, отче, чтобы и родители мои уверовали в Бога так, как верю я, уж больно они теплохладны в вере. Но, види-мо, теперь уж поздно, т.к. они престарелые и уже к концу идет их жизнь.

- Совсем не поздно. Этот возраст как раз очень подходящий.

- Мне нравится ходить в театр, в кино. А друзья мне говорят, что истинный христианин не должен ходить в такие места. Что Вы скажете, старче?

- Поскольку тебе нравится - ходи, это не плохо. Имеет значе-ние лишь то, если ты ходишь туда, чтобы этими зрелищами удов-летворять свои телесные страсти.

- Боюсь, отче, жениться: как бы случайно не попасть на плохую женщину.

- Плохая женщина может дать тебе возможность попасть в рай.

- Должен ли постоянно давать милостыню, старче, моим со-братьям, которые нуждаются. Я Вас спрашиваю, потому что Вы знаете мои экономические трудности.

- Когда можешь - давай. Однако больше помогай тем, кто рядом с тобой, словом, слышанием - выслушай их, когда они захотят поделиться с тобой своими проблемами, чтобы они не чувствова-ли себя одинокими.

- Дочь моя живет во грехе. Как ее спасти?

- Только твоей собственной святостью. Святость родителей спасает детей.

- Как мне не курить? Я столько раз пробовал, но не удается.

- Когда к тебе приходит желание покурить, говори: "Господи, помилуй меня". Молитва Иисусова есть решение всякой проблемы. Видишь ли этого попугая в келье моей? И он научился говорить: "Господи, помилуй мя".

- Старче, я исповедовал свой грех духовному отцу, но мне хо-чется и вам его сказать.

- Если ты рассказал духовнику, то не нужно мне говорить. По-скольку ты исповедовался и покаялся, то ты уже получил остав-ление грехов.

- Отсутствует мой духовник, и я хотел бы получить Ваше бла-гословение и причаститься завтра.

- Ненавидишь ли ты кого?

- Нет, отче.

- Хорошо. Иди и причастись.

- Я многому учился, как Вы знаете, старче, и вот теперь изу-чаю богословие.

- Не нужно. Достаточно читать св. Писание и свв. Отцов. Там ты все найдешь.

- Скажите мне, батюшка, что-нибудь о духовной жизни.

- Кто не покается - погибнет.

- Очень жестокое слово, старче.

- Я тебе повторяю: кто не покается - погибнет.

КАК МОЛИТЬСЯ

наставления старца Порфирия

"Нельзя спасти лишь самого себя, если другие не спасутся. Неправильно молиться только о себе, о своем собственном спасении. Мы должны всех любить, весь мир любить и молиться, дабы никто не погиб. В этом весь смысл".

"Я не боюсь ада и не мечтаю о рае. Прошу лишь одного у Бога: дабы помиловал он весь мир и меня, грешного".

"Сердце наше должно быть преисполнено любви, любви к Богу. Она дает силу и радость человеку. Знание приходит после любви".

"Исповедь есть путь человека к Богу. Она есть дар Божьей любви к человеку. И никто и ничто не может отнять у человека сего дара Божественной любви".

"Пост есть правильный образ жизни. Пост не представляет ни для кого никакой опасности. Ничего не случается с постящимися. Никто еще не заболел по причине поста - это я хорошо знаю. Болеют тогда, когда связывают себя либо с какими-то личностями, либо с делами".

"Церковь нетварна, потому что она Богочеловечна. Она есть Бог в истории. И мы, верующие, призваны стать нетварными, дабы быть нам участниками в божественных энергиях Господа, дабы могли мы войти внутрь Тайны Божества, дабы преодолеть в себе самих все, что от мира сего, дабы стать нам трансцендентными".

"Этот цветок ароматом своим славит Бога".

"Господи Иисусе Христе, помилуй мир Твой", - так молился старец.