Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

О вере и Церкви

НЕСТИ БЛАГУЮ ВЕСТЬ

Разговор с настоятелем Князь-Владимирского собора протоиереем Владимиром СОРОКИНЫМ о современной церковной жизни мы начали с вопроса о взаимоотношениях Церкви и государства.

- Отец Владимир, на десять лет растянулось решение вопроса о передаче верующим Феодоровского собора (СПб, Товарный пер., 1-6). Как обстоит дело сейчас?

- Непросто. На словах есть согласие о передаче, есть распоряжение губернатора, а на деле - воз и ныне там. За это время власти успели продать в собственность здания вокруг собора, владельцы приватизировали и здания, и землю. Сами представители государства теперь не знают, как выйти из этого положения. Ведь постройки примыкают к храму по самый фундамент. Поэтому, если вернуть храм Церкви, значит, хоть летай туда, не подойти. Частная собственность сейчас как священная корова. Владелец требует четыреста пятьдесят тысяч долларов!

-Как вы это оцениваете?

- Это непоследовательность. В государстве нет четкой позиции по отношению к Церкви. За прошедшие сто лет были утеряны нравственные ориентиры, их нет ни в правительстве России, ни у городских властей, ни у большинства граждан России. С одной стороны, все хотят выглядеть патриотами, верными своей истории, своему народу, России. С другой стороны, многие пропитаны ложными представлениями о взаимоотношениях государства и Церкви, доставшимися в наследство от советской эпохи. В XX веке храмы то забирали у Церкви, то возвращали. А теперь возобладал принцип частной собственности, принцип наживы, и уже неважно, церковное это здание или нецерковное. Заметно, как власти стараются быстренько приватизировать то, что раньше принадлежало Церкви, чтобы не встал вопрос о возврате собственности. Все храмы, в том числе и наш Князь-Владимирский собор, переданы Церкви не как ее исконная собственность, а по договору в безвозмездное пользование.

- Что это означает?

- Это означает, что сегодня вы пользуетесь, а завтра могут сказать: все уже, попользовались, надо освободить здание, время ваше закончилось. В XX веке так и было, все зависело от воли генерального секретаря партии. В этом нестабильность положения Церкви. Борьба с Церковью как велась, так и ведется, только более изощренными методами.

Если руководствоваться здравой логикой, то наш собор - государственная собственность, значит, надо признать, что государство должно и ремонтировать здание собора, платить за коммунальные услуги, другие нужды по содержанию помещений. Тогда бы на средства, которые жертвуют верующие, мы могли бы организовывать школы, помогать старикам. Нам говорят: Церковь - самостоятельная юридическая организация и должна все содержать на свои средства. Поэтому приходится тратиться на содержание собора, а на благотворительность уже не хватает. И когда мы говорим, что нужна православная школа, власти отвечают: это не наше дело. Есть, конечно, и светлые моменты: передан в пользование Казанский собор, Новодевичий монастырь. В этом - двойственное положение Церкви: вроде бы берите храм, но только в пользование. А Исаакиевский собор, храм Воскресения Христова ("Спас-на-Крови") - те церкви, которые содержат сами себя, не трогайте. Берите только то, что разваливается. Отсюда все сложности.

Еще один пример. Несколько раз митрополит Владимир обращался к главврачам больниц, при которых есть морги, в милицию с просьбой согласовывать с епархией отпевание усопших в моргах. Ведь происходит безпредел. Оказывается, в городе есть немало самозванцев, которые зарабатывают большие деньги на доверчивости людей. Бывало даже, что санитар надевал какое-то облачение и "отпевал" в морге усопшего. Происходит дискредитация Православия. Нам отвечают, что невозможно навести здесь порядок, все структуры независимы друг от друга. Епархия предлагает предельно простое решение: закрепить морги за храмами. Наши священники контролируются священноначалием, отчитываются за все, мы знаем, как они служат. Поэтому хочется предостеречь людей: лучше заочное отпевание в храме, чем потом мучиться сомнениями по поводу отпевания в морге. Если при больнице есть домовая церковь, где служит священник по указу митрополита, тогда можно не безпокоиться, а если нет, то неизвестно, кто совершает это отпевание. Почему-то ни власти, ни правоохранительные органы не заинтересованы в наведении порядка в этом вопросе.

Но самое главное, что христианские ценности не являются нормой поведения для большинства людей ни в отношениях друг с другом, ни в экономических вопросах. Напротив, они попираются, а насаждается культ безстыдного насилия.

- Отец Владимир, вы часто бываете за границей, хорошо знакомы со многими священниками Русской Православной Церкви Заграницей. На ваш взгляд, как сложатся отношения наших Церквей в связи с избранием нового первоиерарха РПЦЗ?

- Надеюсь, что произойдет объединение. У нас единая вера, Таинства одни, облачения, слышим одни и те же песнопения. Разделяет нас только противостояние, питающееся из политических источников. Единство есть, нужно, отбросив амбиции, попросить друг у друга прощения и возложить все на волю Божию. Время все излечит.

То, что там сейчас происходит, очень показательно. Я знаком со многими архиереями, ведущими протоиереями РПЦЗ, рад за них, что восторжествовало здравомыслие и соборный разум, что они сумели отправить на покой больного, немощного владыку Виталия. К сожалению, это общая проблема, когда все держится на чьем-то авторитете, а чей-то почтенный возраст, амбиции, старческие капризы больного человека становятся помехой в жизни Церкви. Зачем это нужно? Превыше всего должен быть авторитет Церкви. Постарел человек, увидели, что ему уже трудно справляться с обязанностями, ради Бога, пусть идет на покой, в монастырь спасаться. Он же монах. Там ему обезпечен почет и уважение.

- Мы знаем, и вы часто напоминаете нам, что главная обязанность христианина - нести благую весть. Знаем, что многие верующие ожидали торжественного крестного хода по перенесению чудотворной Казанской иконы Божией Матери из Князь-Владимирского в Казанской собор. Думается, наш город особо нуждался в таком празднике. Почему мы его не дождались?

- Отвечаю. Да, можно было и более торжественно совершить перенесение образа Казанской иконы Божией Матери. Но сделали менее торжественно. Для этого есть основание. Когда прихожане нашего собора узнали, что у нас "заберут Казанскую", очень обезпокоились и обратились ко мне с просьбой "защитить, отстоять, не отдавать" и т.д. Чтобы не обострять проблему и не нагнетать страсти, совершено перенесение более скромно. В Князь-Владимирском соборе две иконы Казанской Божией Матери, и обе чудотворные. Известно, что до того, как перенесли в наш собор икону из Казанского собора, у нас была своя Казанская икона Божией Матери. Это две равноценные иконы. История свидетельствует: когда основывали город Санкт-Петербург, нужно было освящать закладку каждого здания. Когда в Санкт-Петербург была привезена чудотворная Казанская икона Богоматери, сразу же сделали четыре списка. Они приобрели одинаковый характер. Господь посылал через них чудеса, помощь.

С того времени, когда в Князь-Владимирский собор во время войны привезли эту икону, люди к ней привыкли. И очень многие наши прихожане, узнав о ее перенесении, очень переживали. Могли возникнуть проблемы. У одних радость, у других горе. А Матерь Божия одна. Она все устроила во благо. Почитайте историю, тогда все узнаете. Надо учитывать уроки прошлого. Когда после войны икону "Скоропослушница", находившуюся в то время в Князь-Владимирском соборе, собирались переносить во вновь открывшийся Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры, целую неделю в городе был бунт, даже конная милиция не могла с ним справиться. Пришлось переносить ночью, тайно. А мы совершили торжественный молебен, днем, со всеми почестями передали настоятелю Казанского собора протоиерею Павлу Красноцветову икону, и все прошло благоговейно и по чину, как и положено.

- Ну, сейчас-то бунта бы не было…

- Бунта бы не было, а огорчения были бы. Ведь перенесено не из музея, а из действующего храма. Слава Богу, все прошло хорошо. Нет никакой проблемы. Безпокоятся лишь те, кто хочет во всем видеть подвох, чтобы пошуметь да внести смуту…

- О каком подвохе, о каком шуме идет речь, батюшка? Город духовно обделен, столько всякого непотребства происходит на его улицах… А когда у нас, верующих, есть возможность показать свою веру, напомнить людям, что Петербург - город православный, рассказать о святынях, которые его хранят, мы ею пренебрегаем. Крестный ход освящает землю, по которой идет, это мирное шествие, никаких скандалов тут нет. Путь здесь недолгий, а радости-то сколько было бы духовной…

- Считаю, что все сделано нормально. Вы любите делать проблемы там, где их нет. Одни бы радовались, другие бы плакали. Не надо этого. Матерь Божия сама решила так, как лучше для людей. И в Казанском соборе теперь икона, и в Князь-Владимирском соборе такая же икона. Крестный ход не сделали, значит на то воля Божия. И не надо из этого делать проблему.

Не побоюсь сказать и следующее. Если уж говорить, что город обделили, так это сделали горе-патриоты, которые устроили балаган с останками Царя-мученика. Монархисты внедрили мнение, что это ложные останки. Для меня они истинные. Потому что, когда я участвовал в совершении панихиды в Петропавловском соборе, у меня нисколько не было сомнения в их подлинности. Я молился ведь об их душах, а тело - это важно, но второстепенно. И я не настолько пропитан материализмом, чтобы позволить свое религиозное чувство и свое глубокое уважение и почитание царственных страстотерпцев разменять на треск и шум вокруг останков по политическим мотивам. Я глубоко убежден, что если бы Святейший Патриарх Алексий II прибыл тогда на панихиду и поставил бы здесь вопрос о необходимости совершения регулярных богослужений в Петропавловском соборе, где похоронены все наши императоры, сегодня это был бы уже действующий храм. А горе-патриоты лишили и почивших императоров ежедневной молитвы, и у живых оставили чувство раздвоенности. Ко мне довольно часто обращаются люди с вопросом: можно ли ходить в Петропавловский собор? Считаю: и можно, и нужно ходить и молиться. Обратите внимание, на том месте, где обрели эти останки, в Ганиной Яме, теперь стоит монастырь, и там происходят чудеса. У меня есть фото, где запечатлен Святейший Патриарх Алексий II на Ганиной Яме, а из-под его ног виден огонь. Значит, это подлинное место, значит, все эти останки с того самого святого места. Думаю, что Господь благословил везти эти останки Царственных мучеников в Санкт-Петербург как столицу Российской империи. Потому что у нас сокрыты под спудом мощи св.блаженной Ксении Петербургской, св.прав. Иоанна Кронштадтского. И городу, наверное, прилично иметь останки именно Царственных мучеников. Думаю, придет время и Господь управит, все станет на свое место.

Рано или поздно Господь восстановит святость останков. Допускаю, что там есть какие-то не подлинные части, но если там сохранились хотя бы какие-то миллиграммы земли, которая пропиталась кровью царственных страстотерпцев, то мы не должны быть такими материалистами, чтобы измерять благодать и святость в килограммах или сантиметрах. Никогда православный человек не пытался измерять святыню килограммами, сантиметрами или иными физическими мерками. Это двадцатый материалистический век вогнал всех в жесткие материальные формы, и много людей теперь как будто православные, а на самом деле не пойми что. Одним давай чудес побольше, другим - шума погромче, третьим - страстей, безграничных и нескончаемых. Одни с радостью ожидают пришествия Христа, а другие везде и во всем видят одни козни диавольские и ждут антихриста. Посмотрите, какими тиражами расходится литература об антихристе и кознях диавольских? Вот уж поистине диавольский бизнес. Все это к Православию не имеет никакого отношения. Почитайте Святое Евангелие. Там написано: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

От редакции. В сентябре 2001 года, во время своего последнего визита в Санкт-Петербургскую епархию, Святейший Патриарх Алексий II сказал: "Церковь канонизировала Царскую семью, но не признает "екатеринбургские останки" царскими и придерживается выводов царского следователя Николая Соколова, сделанных в 1919 г., что тела царственных мучеников были разрублены и сожжены" ("Русская линия"). Редакция полностью разделяет мнение Первоиерарха Русской Православной Церкви.

М.Михайлова