Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

В мире Божьем

БЫТЬ ДОБРЫМ ВЛАДЫКОЙ

К разговору на тему об отношении к животным нас подвигло письмо читательницы, откликнувшейся на заметку "Старец Силуан Афонский о любви к животным" ("ПрСПб", №116). Она не согласна с мнением старца: "Привязанность людей к животным, доходящую иногда даже до дружбы с ними, старец Силуан считал извращени-ем установленного Богом порядка и противною нормальному со-стоянию человека" (Быт.2,20). Читательница пишет: "Сейчас очень многие люди, в том числе и верующие, имеют домашних жи-вотных. К их числу отношусь и я. Думаю, что большинству из нас очень далеко до таких гигантов духа, как прп. Силуан Афонский и до их понимания Бога и бытия. Можно вспомнить, как старец Силуан однажды без нужды убил муху, а потом три дня плакал о своей жестокости. Кто из нас способен на такое по-каяние и жалость к твари? Мы знаем примеры из жизни святых, которые любили создания Божии и кормили с рук, и лечили, и гладили, и разговаривали со зверями. Церковное Предание дает нам примеры того, как под влиянием обновленного человеческого духа обновлялся и дух животных. Они теряли свою свирепость, делались послушными человеку и переставали наносить вред дру-гим животным.

Заповедь быть добрым владыкой дана человеку в раю. А кто из нас, современных христиан, собирает крохи со своего стола, оставшиеся после обеда, и выносит их (вместо того, чтобы вы-бросить в помойное ведро) замерзшим птицам, голодным и без-домным кошкам и собакам? О том, чтобы специально купить что-нибудь, не говорю. А ведь они просят нашей милости, помощи и защиты. Кто смилуется над несчастными тварями, выброшенными, больными, искалеченными и голодными, приютит, накормит, выле-чит? Может быть, оставим эти занятия для неверующих, все рав-но у них нет времени для Бога, а сами будем "непрестанно мо-литься" в своих теплых квартирах и благочестиво посещать храм? И в лучшем случае не заметим какую-нибудь прибившуюся к паперти, трясущуюся от голода и холода собаку или подброшен-ных котят, а то еще в порыве ревности о Боге можно и отшвыр-нуть их ногой подальше, чтобы не оскверняли святое место.

Может быть, когда мы достигнем высшего духовного совершенст-ва, достаточно будет только наших пламенных молитв о всем ми-роздании. А пока мы равнодушно или, отведя глаза в сторону (чтобы не заговорила совесть), проходим мимо страждущих тва-рей и людей тоже, а это не меньший грех, чем ласкать, играть и разговаривать со своими любимцами. У каждого своя мера и свой путь, всякое дыхание да хвалит Господа, и радуясь с тва-рью бытию можно в сердце прославлять Творца!

А, между тем, нам есть чему поучиться у тварей Божиих. Вы видели, как радуется собака, когда хозяин приходит домой? А верность и преданность хозяину у некоторых животных бывает даже до смерти. Посмотрите, как уживаются в одном доме кошки с собаками и другие животные. Не все люди на такое способны. Если вдуматься, то твари Божии могут не только подвигать че-ловека на грех, но и служить к постыжению нашего падшего че-ловеческого естества, поскольку ведут себя порой достойнее нас.

…Однажды мы с мужем прогуливались со своей собакой, когда к нам подошла женщина, тоже с собачкой. Она была очень радостна и сказала: "У вас тоже есть собачка, я так рада, у меня прямо камень с души свалился, а то я слышала, что собаку держать в доме грех. Спаси вас Господи!" Потом я узнала, что эта женщи-на одинока и, может быть, собачка - ее единственное утешение. Бремена неудобоносимые могут надорвать человеческую душу. Не будем же оправдывать свое окаменевшее сердце словами из Зако-на Божия. р.Б.Татьяна". Разговор продолжает священник Генна-дий ЕМЕЛЬЯНОВ:

Животные - часть Божьего творения, созданные не в утеху нам, а для нашего спасения, чтобы наша жизнь на земле была удобнее и совершеннее. Эти безсловесные твари во многом нам помогают, а мы, проявляя заботу о них, становимся лучше и добрее.

Как назначение души человеческой - служить Господу, так на-значение животного - служить человеку. Очень важно, чтобы от-ношения между человеком и животным складывались правильно. Собака должна охранять дом, кошка ловить мышей. Но они не должны становиться предметом особого поклонения.

Часто родители заводят домашнее животное по просьбе своих детей. Так поступили и мы. Наша дочка очень просила купить собачку. Когда есть животное в доме, ребенок отдает ему часть своей души, получая первый урок заботы. Наблюдая за действия-ми животного, сам чему-то учится. Я тогда еще молодой был и по своему неразумию привез не просто собачку, а двухмесячного щеночка дога, который уже походил на взрослую собаку. С пол-года пробыла она у нас. Собака эта аристократическая, выведе-на для свободных, вольерных условий. Такой собаке находиться в квартире сложно. Пришло время, когда у меня зародился в ду-ше страх: животное есть животное, и когда оно раскроет свои челюсти, голова моего ребенка может в них поместиться. А жи-вотное - сегодня оно ласковое, ребенок с ним мирно играет. А что будет завтра, мы не знаем, какой дух на него найдет, ведь животное очень подвержено действиям духов злобы поднебесной. И может произойти такое искушение, которое будет уже не по-править. И еще мы заметили с матушкой: когда она возвращалась из монастыря, собака не могла к ней подойти, стоит в стороне, и все. Лишь через несколько дней равновесие восстанавлива-лось. То есть собака очень тонко чувствует дух, исходящий от человека, дух, который он получил.

Есть мнение, что в доме православного христианина нельзя держать собаку. Я бы так категорично не сказал. Самое глав-ное, чтобы были верно выстроены отношения между человеком и животным, если оно оказалось в квартире. Всему должно быть свое место. Животное - это дополнительная обязанность, часто происходит, что животное становится членом семьи. Это невер-но. Семья есть семья, животное - это животное. И смешивать это нельзя. Если животное препятствует исполнению наших пря-мых обязанностей по воспитанию семьи, по работе, другим де-лам, тогда лучше от него избавиться. Но если человеку некуда больше деть свою доброту, силы, желание помочь, он может за-няться и воспитанием животных, но не забудем, что забота о человеке все же выше. И судьба человека - не судьба собаки. С безсмертием души вообще ничего нельзя сравнить в этом мире, не говоря о животных. Учение о спасении - это вершина Творе-ния.

Если человек заботится о спасении собственной души, то ошиб-ки в отношении к животным он не совершит. Как правило, это происходит с людьми неверующими. Однажды узнал неприглядную историю. Одна женщина завела в своей квартире шестнадцать ко-шек и четырнадцать собак. Что тут сказать? Животных, конечно, любить нужно. Но когда из животного творят кумира - это тяж-кий грех. Но в таком положении и животные не благоденствуют. Когда собирается такая группа животных в одном доме, их уже не выгулять, не проветрить помещение. Это уже не любовь, это психическое заболевание. Страдают и окружающие люди, и сами животные. В этом случае даже, может, лучше, если бы они бега-ли по дворам. Ведь квартира уже больше похожа на живодерню. О какой молитве тут уже говорить… Мера нужна во всем.

Любя животное, человек далеко не всегда научается любить Господа. Животное - творение Божие, носит печать любви Божи-ей, которой Господь оделил всякую тварь, созданную на земле Его благой волей. Но прежде всего мы должны возлюбить Бога, а если этого нет, происходят такие нелепости, духовные переме-ны, которые отвлекают человека от главного, отводят его от веры, от Бога, от служения Ему. В таком случае животное при-носит вред человеку.

Нам известны случаи, когда дух злобы входил в животное, и животное творило волю этого духа. Так в одном монастыре некий схимник имел попугая. Казалось бы, безобидная птичка. Он эту птичку очень возлюбил, много времени с ней проводил, беседо-вал. Братия почувствовала что-то неладное. И вот однажды на Светлой седмице пришел к нему в гости монах. Подошел к этому попугаю и говорит ему: "Христос воскресе!" А попугай взял и сдох. Дух бесовский из него вышел, а без него тот жить уже не смог. А почему вселился в него этот дух? Потому что он уви-дел, что этот подвижник полюбил попугая. А полюбивши птицу, он полюбит и дух, который в нее поселится. Так происходит обольщение человека через животное. Знаем и историю праотцев Адама и Евы, которые были соблазнены сатаной, который вошел во змия. Это не означает, что в каждом животном присутствует инородный дух, но истории такие случаются.

Поэтому необходимо правильно выстраивать отношения между че-ловеком и животным, внимательно за собой наблюдая, как и нау-чает нас Господь, чтобы никогда не было смешения духовных по-нятий.

А то ведь доходит и до такого. У человека погиб кот. Он ищет утешения в церкви. Это хорошо, в этом кот помог. Но однажды старенькая бабушка попросила меня отпеть Василия. Я начал служить, но что-то мне показалось странным. Спрашиваю: "А кто этот Василий?" - "Старенький он у меня уже был, вот и умер". - "Так сколько лет-то прожил?" - "Двенадцать". Так выясни-лось, что Василий - это кот. Пришла бабуля в церковь его от-петь, чтоб по-Божьи все было. А ведь отпевание - это словно малая канонизация, для усопшего - это "письмо", что мы молим-ся о Царствии Небесном для него. Ни в Священном Писании, ни в Предании Церкви, ни у святых Отцов нигде не говорится, что животные наследуют Царство Небесное, только люди, но далеко не каждый. Старушечку ту я утешил, сказал, чтобы она о своем здравии помолилась, еле-еле уговорил, чтобы кота больше не приходила отпевать. Ну, а когда подают нам записки с именами, что за ними стоит - Бог весть, многие нынче называют животных человеческими именами. Человек, который подает такую записку, совершает грех. Это свидетельствует о духовной инфантильно-сти, которая свойственна современному миру. Когда человек уже не атеист (прямых богоборцев сейчас не очень много), а скры-вается под маской ложной веры, это и дает ему ложное успокое-ние.

Путь же православной веры требует и жертв, и усилий, и зна-ний, надо учиться жить по-Божьи, различать грех. Это сложнее, чем завести собачку и тешить ее и себя. Здесь происходит под-мена, которая, как и всякая подмена, ведет к нарушению духов-ного строя человека. Надо внимательно наблюдать за своим от-ношением к животным, за своим сердечным устроением, правильно ли оно, не мешает ли главной задаче спасения души. Если помо-гает, то хорошо.