Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Азы православия

ВЕЛИКАЯ АГИАСМА

Великой агиасмой называют воду, освященную особым чином в праздник Крещения (Богоявления) Господня. Потому-то воду эту на Руси называют еще Крещенской или Богоявленской, что одно и то же. Хотя многие верующие считают, что вода, освященная в сочельник, 18 января - Богоявленская, а вода, освященная на следующий день, 19 января - Крещенская. Это - суеверие. Православные люди знают, что праздник Крещения называется также Богоявлением, ибо Крещение есть явление Божества Христа, вступившего в открытое служение для искупления мира. Чтобы освятить воды для нашего очищения и обновления, Взявший на Себя грехи мира, по выражению песнопений праздника, "покрывается водами Иордана", освящая их Своим погружением. И отныне вода становится образом не смерти, а рождения в новую жизнь. Крещением своим Иисус Христос "потопил в водах Иордана грехи всего мира".

Великое водоосвящение совершается в навечерие (сочельник) и в самый день Богоявления. В конце вечерни 18 января бывает первое освящение воды. Великая агиасма освящается троекратным погружением в воду честного Креста, троекратным знамением, молитвами и песнопениями.

Божия энергия глубоко проникает в естество воды, а вода поднимается высоко на небо и внедряется в ангельскую крепость. Вода и энергия Божия тесно срастаются между собой. По вере Церкви, свидетельствуемой св.Иоанном Златоустом, Богоявленская вода получает, даже в плоскости физической, свойство - не зацветать плесенью, не загнивать… И верующие имеют в агиасме не простую воду духовной значимости, но новое духовно-телесное бытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества. Вот почему Великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по содеянным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к святым Телу и Крови, делается оговорка: "Точию агиасму да пиет". Пьют агиасму, как правило, с утра и натощак, но в случае необходимости получения скорой помощи Божией, ее можно пить в любое время суток. Агиасму можно добавлять в пищу, окроплять жилище, умываться. Великая агиасма очищает, исцеляет духовные и телесные недуги, изгоняет нечистую силу из дома. При благоговейном отношении и правильном хранении (не в холодильнике!) близ домашнего иконостаса, Богоявленская (Крещенская) вода в течение года остается свежей и вкусной.

Подготовила Ирина РУБЦОВА