Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

НИКОЛЬСКОЕ 11

Профессорские могилы

(прот. Павел НИКОЛАЕВСКИЙ и М.А. ГОЛУБЕВ)

Тонка грань земной и вечной жизни. Но как часто мы остаемся равнодушными к исчезающим кладбищам, пепелищам, перестаем испытывать прикосновение к чему-то для нас очень дорогому, священному и понимать, что это - наши корни. Из тлена возникает жизнь, из истории - настоящее.

17 ноября 1899 года, после упорной борьбы со смертью, прекратилась жизнь маститого, заслуженного профессора, магистра богословия, доктора церковной истории, протоиерея Павла Федоровича Николаевского. В свое время его разносторонние статьи церковно-исторического характера не сходили со страниц академических журналов. Особой известностью пользовалось исследование "Учреждение патриаршества в России", и "Жизнь патриарха Никона в ссылке и заключении".

Отец Павел родился в семье священника Новгородской губернии в 1841 году. Закончив Новгородскую семинарию, поступил в столичную Духовную академию. Приняв сан священника, он получил назначение в Князь-Владимирский собор. В течение трех лет о.Павел - катихизатор, а с 1871 года - приглашен преподавать церковную историю в Духовной академии. Впоследствии его пасторское служение было отмечено орденом св.Владимира III степени. После получения сана протоиерея, о.Павел перешел на служение в храм Рождества Христова на Песках, а затем в церковь Свято-Троицкой общины сестер милосердия, где служил уже до своей кончины. Отпевание почившего профессора-протоиерея совершал преосвященный Антоний, митрополит Санкт-Петербургский. Много речей и теплых слов было сказано на Никольском в день погребе-ния известного пастыря, но прошло столетие? и могила предана полному забвению.

Напротив о.Павла погребен профессор Моисей Александрович Голубев. Он родился в семье бедного дьякона 5 ноября 1824 года на окраине Петербурга. Мальчика нарекли Михаилом. Через два дня после радостного события в городе началось наводнение. Квартира дьякона оказалась затопленной водой. Мать с младенчиком нашла убежище на русской печке, но вода прибывала и прибывала. Тогда отец новорожденного малютки прорубил дыру в потолке и на нем поместил своего сына и его мать. В память этого события ребенка крестили с именем Моисея. Известный архимандрит Новгородского монастыря Фотий и графиня Анна Алексеевна Орлова стали его восприемниками. Мальчик не был обласкан судьбой и родительской любовью: отец умер через год после его рождения, мать - вышла замуж второй раз. Маленький Моисей и его старшая сестра познали унижение и бедность, чувствовали себя сиротами, но были хранимы Господом. Вся жизнь будущего профессора была связана с нашим городом. Здесь, в Александро-Невском духовном училище, семинарии и академии прошли годы его учебы. Он окончил курс вторым магистром и сразу был определен бакалавром по кафедре Священного Писания Ветхого Завета и занимал это место до своей кончины. 22 года М.А. Голубев занимал академическую кафедру, вырастил немало учеников, восхищавшихся его полными, разносторонними, содержательными лекциями; это был ученый, превосходно владевший классическими языками, что помогало ему на высоте богословского учения отцов и учителей Церкви заниматься толкованиями священного Писания.

М.А. Голубев был наделен Господом светом зрелого ума, трудолюбием, чуткостью и кротким юмором. Он был интересным собеседником и почти не покидал свой кабинет. Даже совершенно больной, он продолжал ходить в академию. Серьезная болезнь, постоянные недомогания, говорившие о недолголетии Моисея Александровича, заставили друзей насильно уложить его в постель, а затем отправить на кумыс в Самару. Шесть недель, проведенные вне дома, принесли ему много страданий, и вскоре он вернулся в столицу. Чахотка съедала его жизнь. Когда 22 августа 1869 года на академическом совете зачитывали его записку, о том, что он не может явиться на заседание из-за болезни, сердце его перестало биться.

Эти заброшенные могилы тружеников на ниве Божией находятся совсем рядом с порожденной перестройкой "демократической" площадкой современных захоронений. И может быть, именно поэтому здесь так явственно и остро ощущается связь с теми, кто так праведно жил до нас.

Лидия СОКОЛОВА