Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Широки врата…

НЕ РАДУЙТЕСЬ О ТОМ, ЧТО БЕСЫ ВАМ ПОВИНУЮТСЯ

Почти все лжестарцы занимаются отчитками, но, к сожалению, это увлечение свойственно не только лжестарцам, но и вполне благочестивым священникам, как из белого, так и, особенно, из монашествующего духовенства. Даже духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов) считает, что отчитывать может любой иерей. При всем уважении к этому, несомненно, духовному человеку, позволим себе не согласиться с ним.

Некоторые духовники рассказывают многочисленные страшные истории о том, как некто начал отчитывать, а потом подвергся нападению бесовскому. Подобный случай описан в Священном Писании. Некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует… Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома (Деян.19;13-16).

На наш взгляд, отчитывать не стоит не из страха перед нечистой силой, а из смиренного сознания своего недостоинства заниматься столь великим делом, как изгнание бесов. По святоотеческому учению, человек может лишь тогда повелевать нечистыми духами, когда сам полностью избавится от их влияния и власти. Изгонять демонов - это особый дар благодати. Один из тех высочайших даров, который, по свт. Игнатию Брянчанинову, может получить человек только по претерпении скорбей от падших духов. "Искушения на инока возникают из следующих четырех источников: из падшего нашего естества, из мира, от человеков и от демонов. …Искушения от лукавых духов обыкновенно попускаются после обучения искушениями от падшего естества, от мира и от человеков. Лукавые духи сперва поддерживают падшее естество в борьбе против евангельского учения, или принимают участие в искушениях, наносимых подвижнику соблазнами мира и человеками, впоследствии, в свое время, по особенному попущению Божию, открывают лично, собою, брань против раба Христова, возводящую его в великий подвиг. Победитель в этой брани увенчивается особенными духовными дарованиями. Не вступив в брань с духами и не выдержав ее как должно, подвижник не может вполне расторгнуть общения с ними, а потому не может достигнуть полной свободы от порабощения ими в сем и будущем веке". Свт. Игнатий Брянчанинов. "Приношение современному монашеству". М.2001. с.202). Сам по себе священный сан не дает еще права на получение этого дара. Немощный человек, не стяжавший смирения в достаточной мере, не может получить дар изгнания демонов без вреда для себя. Только смирение дает право на получение благодатных дарований. Только смирение способно понести эти дарования так, что они не погубят того, кто их имеет.

Если немощный, еще подверженный страстям иерей вздумает начать отчитывать, он непременно подвергнется дьявольскому искушению гордыней. Причем за то, что человек дерзнул самонадеянно и самочинно вступить в брань с демонами, падшие духи получают право искушать его, чем тут же не преминут воспользоваться коварно и искусно. Устами бесноватых они начинают нахваливать такого иерея, притворно показывая свой ужас перед его якобы духовной силой, чтобы уверить его, что он прозорлив и прославить его пред человеками; открывают грехи одержимых людей, делают вид, что выходят из бесноватых, и даже действительно нападают на такого иерея, особенно по ночам, стужая его различными мечтаниями и страхованиями. Делают они это ни с какой иной целью, как только чтобы ввести поддавшегося их искушениям иерея в гордость и надмение.

Такие священники, как правило, предаются страсти пьянства и другим тайным порокам, объясняя это особенно сильными кознями бесовскими, в слепоте своей не видя, что попущено им это по причине гордости. Если они вовремя не осознают свое заблуждение и не покаются, то могут лишиться рассудка и окончательно погибнуть.

На епархиальном собрании духовенства Москвы в 1997 году святейший Патриарх Алексий II осудил практику отчиток; его поддержало практически все духовенство. Как нам известно, ни игумен Никон (Воробьев, 1961), ни архимандрит Серафим (Тяпочкин, 1982), ни архимандрит Иоанн (Крестьянкин), ни сам архимандрит Кирилл (Павлов) отчитками никогда не занимались и не занимаются, а рекомендовали одержимым людям чаще прибегать к таинствам соборования, исповеди и причащения. В селе Ракитном, в храме, где настоятельствовал архимандрит Серафим, соборования совершались каждым постом еженедельно. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) пишет в одном из своих писем: "Отчитка только чин, а соборование - таинство" (Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина), Псково-Печерский мон. 2000). Старец Григорий (Давыдов, 1911-1987), который сам обладал даром прозорливости и исцеления, как свидетельствует его жизнеописание, "был противником так называемых "отчиток" одержимых нечистым духом; говорил, что в древности многие священники могли изгонять бесов молитвой, а сейчас таких людей почти нет. Когда его спросили об одном священнике, который отчитывал, батюшка сказал, что "он изгоняет бесов себе на погибель". В последний день перед своей кончиной старец, принимая людей, давал самые необходимые советы, и одному священнику заповедовал: "Живи нестяжательно и, умоляю тебя, никогда не занимайся отчиткой". (Белгородский старец схиархимандрит Григорий (Давыдов). Жизнеописание. Троице-Сергиева Лавра, 1997. С.36, 53".

Несколько слов о самом чине "отчитки". Происхождение его сомнительно. Насколько нам известно, в древнерусских требниках он отсутствует, нет его также и в греческих требниках. Появляется он в XVII веке в "Большом требнике" митрополита Петра (Могилы), куда он, видимо, попал из католических богослужебных книг, так как на еретическом Западе этот чин был известен ранее. В католической церкви даже существуют специально установленные лица, которые занимаются так называемым "экзерцизмом", то есть, изгнанием демонов из одержимых. По всей видимости, свт.Петр (Могила), митр.Киевский, к сожалению, находился под некоторым влиянием католичества, так что даже в основанной им Киевской Духовной Академии преподавание велось почему-то на латинском языке. Кроме того, там достаточно подробно изучали западных еретических богословов, таких как Фома Аквинский, Фома Кемпийский и так далее. И отнюдь не с точки зрения опровержения их заблуждений.

Особенно осторожно нужно относиться к практике массовых отчиток, получившей распространение во второй половине XX века. О них никогда не упоминается ни в творениях Отцов Православной Церкви, ни в житиях святых, ни в замечательной энциклопедии русского подвижничества - двенадцатитомнике "Отечественные подвижники благочестия XIX века", составленной по благословению и при непосредственном участии известного духовного писателя сщмч.Никодима (Кононова), еп.Белгородского (1919), ныне прославленного в сонме Новомученников Российских. Отсутствуют также какие-либо упоминания о массовых отчитках в достаточно обширной дореволюционной духовной литературе и особенно - в православной периодической печати.

Благодатный дар изгнания демонов всегда существовал в Православной Церкви. Но связан он отнюдь не с чином "отчитки" и даже не со священным саном. Получали его, как и все благодатные дарования, достойные люди за их смирение, веру и подвижническую жизнь. Дар этот всегда был очень редок, а при современном духовном оскудении почти отсутствует. Последние известные нам подвижники, которые действительно изгоняли бесов из одержимых, - св.прав.Иоанн Кронштадтский, прав.Иона Одесский. Имеются свидетельства изгнания демонов прп.Севастианом Карагандинским (1966). Прославлен в сонме Новомучеников и Исповедников Российских. Примечательно, что никто из них чином отчитки не пользовался. Афонский схимонах Паисий (Эзнепидис, 1993) врачевал бесноватых, давая им приложиться к части мощей прп.Арсения Каппадокийского, а отнюдь не читая какое-либо чинопоследование.

Хотя в целом среди духовенства преобладает здравое отношение, пастыри периодически сталкиваются с тем, что прихожане спрашивают благословения поехать в Троице-Сергиеву Лавру или еще куда-нибудь на отчитку. Как мы уже сказали, особенно пользуются этим методом распространения своей популярности лжестарцы, тем более, что это приносит немалую материальную прибыль и поэтому во многих новооткрытых монастырях или приходах культивируется сознательно.

Мы считаем, что практика отчиток безусловно должна быть осуждена Церковью.

Священноинок, г.Москва