Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Званый гость

ГЛАВНОЕ - ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУХА

На вопросы редактора газеты "Православный Санкт-Петербург" Александра РАКОВА отвечает епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан.

- Земли, относящиеся теперь к Вологодской епархии, как и вся русская земля, освящены жизнью и подвигом преподобных отцев, молитвенников и подвижников - прп.Кирилла Белоезерского, прп.Нила Сорского, свт.Игнатия Брянчанинова. В чем особенности служения на этой кафедре?

- Главной особенностью Вологодской епархии является сонм святых, прославленных Русской Православной Церковью. Ни одна из других епархий не имеет такого количества святых и молитвенников пред Богом. Вероятно, поэтому у нас не только церковная жизнь, но и гражданская проходит довольно спокойно и мирно, без особых потрясений и сложностей. Я несу монашеское послушание на земле Северной Фиваиды, и это накладывает на меня особую обязанность стремиться хотя бы в чем-то подражать святым земли вологодской. Кроме того, в наше непростое время мы должны усугубить наши молитвы к святым, особенно к тем, кто подвизался там, где мы живем. Поэтому часто приходится выезжать на праздничные богослужения, посвященные вологодским святым, во все концы нашей епархии.

- Расскажите о возрождении монашеской и приходской жизни в вашем крае.

- Главная задача - не увеличение количества открытых монастырей и приходов, а возрождение духовной жизни. Сколько было храмов и монастырей перед революцией - блистающих внешним великолепием, переполненных молящимися… огромное количество духовенства и монашествующих. Но все это было, главным образом, - внешнее. Если бы духовная внутренняя жизнь была крепка и на высоком уровне, Господь не попустил бы разрушить все это в мгновение ока. "Церковь не стены, но народ Благочестивых людей", - сказал свт.Иов, Патриарх Московский. Возрождение начинается с возрождения душ, а это процесс длительный и сложный. Вспомните историю любого монастыря. Например, Троице-Сергиева Лавра. Пришел на гору Маковец прп.Сергий со своим братом. Долго они подвизались вдвоем. Потом Преподобный не один год подвизался в одиночестве, восходя от силы в силу, перенес множество искушений, но только когда пришел "в меру мужа совершенного", к нему, как к светильнику, горящему в темном месте, стали постепенно собираться братия, единодушные Преподобному. А затем, придя в меру духовного совершенства, ища более высоких подвигов, удалялись они в непроходимые дебри, главным образом, в вологодские леса…

Мне кажется, что главное - это духовное возрождение монашества и духовенства, в первую очередь. А духовно возросшие монахи и священники будут привлекать к себе людей, ищущих духовного совершенства, искренних тружеников на ниве Христовой. На Вологодчине этот длительный, но спасительный процесс идет и начинает приносить первые плоды: за 8 лет управления епархией в три раза выросло количество монастырей, в два раза - количество приходов и духовенства. Но несмотря на это, я повторяю слова Спасителя: "Жатвы много, делателей мало".

- Как складываются отношения с музеями, разместившимися в монастырях? Идет ли разговор о передаче Церкви Ферапонтова монастыря?

Взаимоотношения с работниками музеев у нас - доброжелательные, поскольку стараемся искать не то, что нас разъединяет, а то, что объединяет: общие задачи, история, ценности… Главное - не личные интересы и симпатии, а благое дело и сохранение мира. "Лучше малое дело в мире, чем большое во вражде", - говорил духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов). Потому что вражда способна ослабить и уничтожить даже большое дело, а мир укрепит и умножит и малое дело.

Разговор о возможности передачи Русской Православной Церкви Ферапонтова монастыря был начат сразу, как только я прибыл на Вологодскую кафедру. Вся сложность в том, что ансамбль Ферапонтова монастыря включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Комиссии из специалистов Минкультуры России пока дают отрицательные ответы не только о возможности передачи монастыря РПЦ и возобновлении монашеской жизни в стенах древней обители, но даже о возможности совершения торжественного богослужения в соборе в юбилейном 2002 году, когда фрескам исполнится 500 лет. Никак не удается начать совместное обсуждение данного вопроса специалистами с обеих сторон: в ответ на все наши предложения со стороны светской власти звучит категорическое "нет".

- Будет ли размещен в Кирилло-Белозерском монастыре туристический комплекс?

О размещении в стенах Кирилло-Белозерского монастыря туристического комплекса мне ничего не известно. Но, в 1997 году, когда монастырю исполнилось 600 лет, появились публикации в районной газете о том, что в стенах обители с помощью испанцев планируется размещение гостиницы европейского уровня, а следовательно и наличие автостоянки, ресторана, варьете, пляжа… И это в то время, когда там уже располагался действующий монастырь! Такое использование святой обители - кощунственно и трудно совместимо с памятью о наших святых предках. Я обратился с просьбой о недопущении строительства гостиницы начиная с губернатора Вологодской области вплоть до министра культуры РФ и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Планы строительства гостиницы были отменены только после того, как министр культуры РФ Н.Дементьева написала, что строительство гостиниц в стенах монастыря нарушает законы РФ.

- Восстановлена ли церковь на Родине свт.Игнатия Брянчанинова?

- Восстановление храма идет на скудные средства верующих и доброхотов. Ныне уже отремонтированы стены и крыша церкви, строятся каменные столпы для установки на храме купола первоначальной формы. Постоянно туда приезжают дети воскресных школ и светских организаций: косят траву, приводят в порядок территорию и старинный липовый парк, сажают деревья, ведут научные исследования… Еженедельно служатся молебны. Скоро в одном из домов, переданных Русской Православной Церкви, откроется экспозиция, посвященная свт.Игнатию. Решается вопрос о передаче РПЦ здания усадьбы Брянчаниновых. Для координации всех этих действий в епархии образована комиссия по обезпечению деятельности усадьбы Покровское.

- Согласны ли вы с мнением, что возрождение России начнется с провинции, где люди чище и ближе к христианским добродетелям?

- Согласен с вами в том, что люди в глубинке более порядочные, чем в центрах. Однако тон в нашей жизни задают центры, а затем его подхватывает провинция. Поэтому мне не хотелось бы идеализировать глубинку, хотя у нас есть деревни, где по сей день у двери ставится палка-сторожок, указывающая, что хозяев нет дома. Но люди здесь имеют ложное чувство ущербности перед горожанами. Правда, отставание свое они видят не в добродетелях, а в грехах и пороках, возведенных в норму современного образа жизни. Сейчас идет активное насаждение в душах людей новой, чуждой для России иерархии ценностей. "Население целенаправленно организуется на сатанинских принципах лжи, подлога, обмана, поклонения внешней грубой силе. Внедряются как начала "нормальной жизни" жадность, эгоизм, амбиции, разврат, наркомания, любовь к удовольствиям и развлечениям любой ценой", - пишет Святейший Патриарх Алексий II. Как может глубинка противостоять этой агрессии? Глубинка постепенно развращается. Надо остановить поток безнравственной пропаганды, а в душах людей насаждать православную веру, нравственность, духовность. Тогда провинция, как менее пострадавшая от духовной агрессии, начнет нравственно возрождаться. Если этого не случится, то "…грядет торжество деструктивных сил и закат человеческой истории", - говорит Патриарх Алексий II.

- На что надо обратить главное внимание современному христианину?

- В христианстве люди должны искать не внешнего блеска и славы, а способы, как избавиться от злопомнения, осуждения, подозрительности, раздражительности и других пороков. Мы все идем к вечности и должны взрастить в своей душе свойства нового человека, уподобиться Богу. Для этого молитвы и посты, богослужения и таинства, духовный совет и беседа, чтение святых Отцов. Но так живут немногие. К сожалению, христианство все более и более становится внешним: утром и вечером исполнить молитвенное правило, побывать в храме за праздничным богослужением, приступить к таинствам. При этом мало обращается внимания на то, с каким сердечным расположением это делается, для чего это делается. Критерий правильного пути - сокрушенное, смиренное сердце, если смирения сердечного нет - мы на ложном пути. Нынче же есть внешняя форма смирения, но почти нет истинного. Недаром свт.Тихон Задонский еще в XVIII веке писал: "Христианство удаляется от людей - остается одно лицемерство". С сожалением приходится наблюдать, как в Церкви появляются люди, которые, быстро набравшись внешних знаний, начинают активно учить, как надо Церковь улучшать и оздоровлять, с высокой трибуны обвиняя Церковь в недостатках, тем самым, завоевывая без особого труда звание борца за чистоту Православия. Каковы причины такого явления в Церкви? Прекрасный ответ дает на этот вопрос свт.Игнатий Брянчанинов: "Самомнение рождается от тонко действующего тщеславия, ослепляющего ум и сердце. Оно любит выказывать себя, оно позволяет себе отклоняться от точного повиновения Св.Церкви - умнее ее". Вот главная причина падения нравов и, как следствие этого, большинство бед, как у каждого человека, так и во всем нашем государстве. По слову Святителя, падение нравственное всегда предшествует расстройству гражданскому, предвещает это расстройство.

- Как в Вологодской епархии изучается подвиг новомучеников? Расскажите нашим читателям о подвиге епископа Варсонофия.

- Для изучения подвига новомучеников в 1992 г. была образована епархиальная комиссия по канонизации святых. Трудами ее членов предоставлены материалы на 14 новомучеников, которые и были прославлены на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. Но комиссия не закончила своей работы на этом. Были предоставлены материалы на рассмотрение Синодальной комиссии по канонизации святых о включении в Собор новомучеников священника Виктора Усова, который уже канонизирован. Готовятся новые материалы.

† † †

- Священномученик Варсонофий (в миру Василий Павлович Лебедев) родился в 1871 г. в Новгородской губернии в семье псаломщика. Он окончил духовное училище и Новгородскую духовную семинарию. В 1894 г. определен помощником епархиального миссионера. Продолжая активно нести труд миссионера, в 1985 г., в Великую Субботу, он принял монашеский постриг и затем священный сан. В беседах свт.Варсонофий начинал разговор о предметах близких и понятных слушателям, а затем умело переводил разговор к вопросам духовным. Он с уважением относился к людям, не высмеивая их слабости и недостатки. В декабре 1916 г. его рукополагают во епископа и назначают викарием Новгородской епархии. 31 января 1917 г. он прибывает в г.Кириллов. Благодаря своей подвижнической жизни, любви к простым людям, милостивому сердцу и ораторскому таланту он быстро завоевал авторитет в народе. О.Варсонофий старался не принимать участие в политической борьбе, сосредоточивая свои усилия на поднятии религиозности в народе, но в то же время давал духовную оценку тому, что происходило в нашей стране. 14 сентября 1918 года он был арестован и помещен в тюрьму. Всю ночь он провел в молитве, а наутро был расстрелян недалеко от г.Кириллова у горы Золотухи. В ответ на телеграмму о случившемся, которая была послана в Новгород, епископ Тихвинский Алексий (Симанский) написал: "…Житие его было честно и успение со святыми…" В настоящее время на месте расстрела епископа Варсонофия стоит деревянный крест с соответствующей надписью.