Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

"Со-весть" № 2, ноябрь 1994 г.

СНОВИДЕНИЯ

Душевная жизнь человека не прекращается во сне. Во все времена люди пытались толковать сны, усматривать в них знамения и пророчества. Как же следует относиться к сновидениям православному христианину?

Нужно сказать сразу - большая часть наших снов от лукавого. Человек, не живущий с Богом, не имеющий в себе Духа Святого, находится под влиянием духа нечистого посредством страстей и пристрастий. Это влияние усиливается во сне, когда воля затухает и оказывается неспособной к противостоянию демонам. Часто мы видим во сне самих себя, совершающих греховные поступки, которых наяву стыдимся. Злой дух, насмехаясь над порабощенной душой, заставляет ее переживать нелепые, грязные положения в соответствии с теми помыслами, которые она допускала при бодрствовании. На эти сны не следует обращать внимания, не пытаться истолковать их и тем более не пересказывать другим, дабы не соблазнить ближнего.

Некоторая часть снов происходит от особенностей человеческого естества, под влиянием его физиологии (например, кошмары при болезни печени). Но существуют сны, которые имеют для нас некоторое значение. Порой Господь в сонном видении посещает нас, как сказано в книге Иова: "Бог говорит однажды, и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей… чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость" (Иов 33, 14-17). В распознании таких снов нужна осторожность, дабы не впасть в прелесть. У афонских иноков существует правило о снах - "не отвергать и не принимать". Оно удерживает человека от гордости и превозношения, если бесовские явления он будет приписывать благодати, а также спасет от хулы на благодать в противоположном случае. Святые отцы, однако, учат, что Бог не вменяет во грех неверие снам, посланным от Него. Есть признаки, помогающие распознать, от Бога ли сон. Так, прп. Варсонофий пишет: "Когда увидишь во сне образ Креста, знай, что этот сон истинен и от Бога, но постарайся от святых получить истолкование значения его, а не верь своему помыслу".

Важно состояние души в момент пробуждения. Если в ней царит уныние, подавленность, раздражение или, наоборот, возбуждение и безпричинная радость - сон от лукавого. Если же в ней - благодатный покой или покаянное чувство без отчаяния, то сон может быть свыше. Следуя правилу преп. Варсонофия, нужно попросить истолковать такой сон духовно опытных людей - священников или старцев.

Вообще, запрет гадания по снам был высказан Богом еще в Ветхом Завете пророку Моисею (Левит. 19, 26). Мы не должны считать себя достойными пророчеств и сверхъестественных указаний во сне, это удел высоких душ. Св. Никита Стифат, ученик прп. Симеона Нового Богослова, разделяет сны на простые, "зрения" и "откровения". Простые бывают у людей, подверженных страстям, "зрения" посылаются тем, кто стремится к очищению души, а "откровения" бывают людям совершенным, исполненным Святого Духа, которые крайним воздержанием достигли степени пророков Божиих.

Если сон побуждает нас ко греху, такие сны нужно немедленно забывать.