Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

"Православный Санкт-Петербург" №26-27, сентябрь 1994 г.

АФАНАСИЙ, епископ Пермский и Соликамский

ПСЕВДОХРИСТИАНСТВО

Иностранные миссионеры говорят, что борются с атеизмом. Они заявляют, что помогают Православной Церкви проповедовать Слово Божие в стране, разрушенной безбожием. Они говорят, что их проповеди обращены к атеистам, а не к православным. Они заверяют, что видят в православных своих братьев…

Они говорят неправду. Их надежда не только на то, что неверующих они приведут к своей вере, но и на то, что их усилия перевернут православную страницу духовной истории России.

На экуменических форумах протестанты заверяют православных в своих самых лучших отношениях. Реальность показывает иное. Православным священникам предлагается только одна форма сотрудничества: участие в собраниях протестантов. Это еще более лукавое действие, чем "экуменические" проповеди, например, Билли Грэма. Люди, увидев православного священника на протестантском собрании, будут в полном убеждении, что здесь все православно. По сути, православному пастырю предлагается встать у дверей антиправославного религиозного центра и своим присутствием подтверждать, что тут все хорошо, православная Церковь не против, чтобы вы перешли в секту…

Посмотрите - как реагирует уличный проповедник, если в ответ на его вопрос, читали ли мы Евангелие и хотим ли послушать об Иисусе, слышит, что перед ним человек уже верующий и православный? Прекращает беседу? Радуется, что в языческой стране встретил христианина? Может быть, чувствуя односторонность своих знаний, полученных на лекциях иностранных проповедников, пользуется возможностью, чтобы из первых рук узнать что-то о Православии? Ничего подобного. Он действительно меняет темы разговора, и вместо рассказа о Христе начинает говорить об "изъянах" Православия. Он настойчиво приглашает собеседника посетить протестантское собрание; размахивая Библией, уверяет, что почитание икон, крещение детей и многое другое есть формы язычества. Он уверяет, что истинного христианства Россия еще не видела…

Протестанты уверяют, что они живут точно по Писанию и ясно понимают Слово Божие. Но если бы это было так, то не существовало бы десятков протестантских же сект, каждая из которых настаивает на своем евангелизме, но проповедует противоположные вещи. Адвентисты отрицают безсмертие души, а баптисты, ссылаясь на ту же Библию, его признают. Адвентисты говорят, что надо праздновать субботу, а пятидесятники полагают, что и воскресенье - праздничный день. "Свидетели Иеговы" уверяют, что Христос не был Богом, - и указывают при этом опять на Библию.

Свою борьбу между собой эти секты перенесли теперь в нашу страну. Но помимо распрей они принесли сюда и роднящее их всех самоуверенное презрение к Православию.

Каждый сектант проповедует свое видение Евангелия. Они превращают религию Креста в повод для "чувства глубокого удовлетворения": "ты только признай, что за тебя долг уже заплачен и продолжай свой бизнес, ибо местечко на Небесах тебе готово!" "Проще! Дешевле! Удобнее!" - вот их лозунг.

Билли Грэм и Джо Догерти принесли в Россию, крещенную тысячу лет назад, не Христа, а понимание Евангелия мелкими американскими бизнесменами двадцатого века.

Православие - это понимание Евангелия, вымоленное и выстраданное греками, египтянами, сирийцами, другими народами библейских земель в первые века христианства. Эта традиция древневосточного христианства и исторически, и духовно достовернее, чем рекламные обещания, раздаваемые американскими миссионерами на стадионах. Именно Православная Церковь в V веке окончательно определила состав Священных книг. Именно Церковь в своем Предании поставила книги Нового Завета выше книг Завета Ветхого, к нормам которого зачастую пытаются вернуть нас многие протестанты.

Американские сектанты ничего не могут добавить к опыту мысли, молитвы, культуры Православия. Они способны лишь урезать его до своих стандартов. Спросите протестанта, чем он отличается от православного. Своеобразие своей веры протестант выразит через отрицание: "У нас нет" - икон и храмов, исповеди и Литургии, священников и святых, крещения детей и молитв за усопших родителей…

Церковь есть живой организм, а для живого свойственно развитие. И по этой причине протестантские уверения в том, что они отбросили "излишнюю" православную сложность и вернулись к начальной апостольской простоте, неубедительны: нельзя заставить взрослого человека вновь влезть в колыбель и носить детские одежды - как бы милы они ни были. Христианство уже взросло. Ему две тысячи лет, и это древо нельзя вновь обрезать до размеров и форм того росточка, с которого оно начиналось на заре нашей эры.

Что же может посоветовать людям Православная Церковь по поводу сектантов? Прежде всего - напомнить, что принятие у них крещения, равно как участие в их молитвах есть действия, отлучающие человека от Православной Церкви - и по духу, и по каноническим правилам. Если же опыт Церкви и ее слово хоть как-то значимы для вас - найдите человека, знающего богословие православия и спросите его, как можно ответить на обвинения проповедников.

Если к вам в дверь позвонит некий посланник и начнет говорить о том, что Христос послал его лично к вам, чтобы поведать о Евангелии - попросите его перекреститься и поцеловать икону Спасителя. "Апостол Запада", к какой бы он секте ни принадлежал, явно уклонится от этого, ну а дальше уже в вашей воле решать - будете ли вы слушать хулителя Православия или нет.

Кто бы ни подарил вам Слово Божие - поблагодарите. Но не продавайте свою душу за этот подарок. Сектантские миссионеры со временем пояснят, что Православие - это ненастоящее христианство и запретят ходить в православные храмы.

Мы не можем сейчас донести до всех духовную весть Православия. Но, слава Богу, есть храмы, есть церковные библиотеки и воскресные школы. "Нас почитают обманщиками, но мы верны; нас почитают умершими, но вот - мы живы, нас наказывают, но мы не умираем; мы нищи, но многих обогащаем. Уста наши отверсты к вам, сердце наше расширено… Вместите нас" (2 Кор. 6,8-11;7-2).

Господи! Отступивших от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольской Соборней Церкви причти!