Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

"Православный Санкт-Петербург" № 10 (41), октябрь 1995 г.

ХРАМ - НЕ КУРОРТ, А ВРАЧЕБНИЦА

Протоиерей ВЛАДИМИР Фоменко закончил Ленинградскую Духовную Академию в 1966 году. Служил диаконом в церкви св. Александра Невского на Шуваловском кладбище, священником - в церкви св. Димитрия Солунского (Коломяги), Николо-Богоявленском и Преображенском соборах. С 1989 года - ключарь церкви Владимирской иконы Божией Матери.

***

- Батюшка, все работники храма называют Вас настоятелем. Однако в "Памятной книжке Санкт-Петербургской епархии" напротив Вашего имени стоит слово "ключарь". Что оно означает?

- Ключарь - второе лицо в храме, где настоятельствует архиерей. В его ведении находится духовная и хозяйственная жизнь прихода. Из истории Русской Церкви известно, что ключари были, например, в Соборах Московского Кремля, которые находились в подчинении Патриарха.

Храм Владимирской иконы Божией Матери передали Церкви одним из первых, в самом начале "перестройки". Было много трудностей, и малоопытному батюшке пришлось бы туго. Требовался знающий человек, облеченный церковной властью. Поэтому тогдашний митрополит Алексий, ныне Святейший Патриарх, взял церковь под свое настоятельство. Через год его заменил Владыка Иоанн, оставив меня ключарем.

- Как Вы оцениваете приходскую жизнь своего храма?

- Я считаю, что она налажена. Богослужения совершаются ежедневно утром и вечером, всегда при стечении народа. По будням у нас бывает не меньше пятидесяти причастников, в праздники - гораздо больше. Храм не закрывается и между службами. Для удобства молящихся в те дни, когда церковь переполнена, мы ввели трансляцию службы по радио…

- И это не вызвало нареканий? Ведь подобное смело можно назвать новшеством?

- Мы не слышали от богомольцев ничего, кроме благодарности. Дело в том, что в конце ХХ века христиане смотрят на технический прогресс иначе, чем сто лет назад. Наши прадеды воспринимали радио, телефон, электрические лампочки как нечто сверхъестественное, видели в них бесовщину. Сегодня польза от достижений науки очевидна. Наш храм имеет удлиненную форму, и те, кто стоит у притвора, не слышат чтения и пения. Радиофикация сделала службу доступной для всех.

Жизнь прихода - это не только богослужения в установленное время. При храме существует воскресная школа для детей и молодежи, в ней преподают все наши священники. Мы стараемся не только дать знания, но воцерковить детишек, научить трудолюбию, милосердию, любви к своему Отечеству. Меня очень радуют молодые люди, приходящие на исповедь. Они интересуются не отвлеченным богословием, а спасением души. Хотят совершенствоваться, каются с глубоким христианским чувством.

- В этой связи уместен вопрос. Часто приходится слышать жалобы на так называемую "общую исповедь", которая практикуется во многих храмах. Получается странная вещь: в любой православной книге, которых сейчас так много, содержится призыв к покаянию. А человек, решивший покаяться, сталкивается с холодно-формальным подходом священника. Общая исповедь проводится и у вас…

- Она была и до революции, но только теперь получила широкое распространение. Можно сказать, что общая исповедь - явление нашего времени. И я вижу в ней благословение Божье, считаю средством спасения. Господь даровал Своей Церкви способность жить, развиваться и побеждать при любых обстоятельствах.

Во время общей исповеди батюшка проявляет максимум духовной энергии, усилий, переживаний; он раскрывает суть греха, его вред и опасность, вызывает у кающихся чувство отвращения ко греху. И потом, общая исповедь не отменяет личного покаяния. Если на душе есть грехи, которых священник не упомянул, или которые особенно мучают совесть, - их нужно исповедать частным образом. Священник обязательно выслушает.

- Вокруг Владимирской церкви очень много нищих. Их вид не всегда вызывает сострадание, начинаешь подозревать в них порок пьянства… Вы пытались как-нибудь навести порядок?

- Это очень деликатный вопрос. Наш храм стоит в центре города, вокруг - метро, магазины, рынок, неподалеку вокзал… Конечно, испитые люди с обезображенными лицами, просящие не то на кусок хлеба, не то на рюмку водки - удручающая картина. Но храм - это не курорт для души, а врачебница, в которой всегда будут больные. У любой церкви мы встретим и калек, и голодных, и обездоленных. От них не спрячешься. Вспомните притчу о богатом и Лазаре! Она говорит о том, что нищие, бывает, наследуют лучшее положение на небесах, чем те, у кого все благополучно. Эти нищие - наши братья и сестры, наша боль и беда. Храм, как может, старается для них. Когда обедом накормим, когда милостыню дадим. Если они плохо ведут себя, сквернословят - стараемся образумить. А гнать их прочь не нужно: уйдут одни, появятся другие. Так устроена наша жизнь, чтобы мы не гордились собою, не слишком полагались на свой достаток. Только жестокосердные люди закрывают глаза на нищих.

Мы здоровы и счастливы? Слава Богу! Но все наши блага могут исчезнуть внезапно. Нищие напоминают нам об этом. Не потому ли сказал Господь: "Нищих всегда имеете с собою" (Мф. 26:11).

Вопросы задавал Константин СЛЕПИНИН