Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

"Православный Санкт-Петербург" № 23, апрель 1994 г.

ОБИТЕЛЕЙ МНОГО

В Священном Писании, у свв. Отцов и в церковном лексиконе имеется ряд наименований для различных степеней спасения. Ниже перечисляются наиболее употребительные из них. Очевидно, что эти наименования нельзя расположить в какой-то точной очередности. Лишь Господь может определять для каждой души христианской ее место в Царствии Небесном.

Помилованные. "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Мф. 5, 7). Это люди, проявившие в какой-то мере милосердие и сострадание к ближним, но говорить с уверенностью о достижении ими полного блаженства в Царствии Небесном нельзя, если они перешли в иной мир, еще не изжив вполне своих страстей и пристрастий.

Спасшиеся. Как пишет апостол Павел: "У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня" (1 Кор.,14, 15). Для этой группы верующих уже характерно стремление послужить Господу, хотя, может быть, не всегда удачно. Как видно из приведенного текста, среди них имеется различие. Одни непосредственно "получают награду", а другие достигают спасения, пройдя предварительно через испытания и страдания, которые апостол уподобляет "огню". К спасению ведет верующих и терпеливое, без ропота, перенесение страданий. По словам св. Иоанна Златоуста: "чтобы спастись, вам не надо грешить; кто грешит, тем надо каяться, а кто плохо кается, тем надо терпеть страдания".

Омытые или очищенные. "Омытому нужно только ноги умыть" (Ин. 13, 10) и "вы уже очищены через слово, которое Я проповедовал вам", - говорит Господь апостолам на Тайной Вечери (Ин. 15, 3). Однако хотя они и достигли в свое время великой святости, но в тот момент были еще не совершенны в добродетелях (оставление Господа в Гефсиманском саду, отречение Петра). Итак, здесь нет еще полноты развития Христовой любви, смирения и других христианских добродетелей.

Просвещенные. Апостол Павел пишет: "Вы, бывши просвещены, выдержали великий подвиг страданий" (Евр., 10, 32). Здесь можно говорить о значительных подвигах христианина во имя Господне. К перечисленным выше группам можно отнести и тех христиан, которых принято называть "подвижниками благочестия".

Праведники и святые. "Праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще" (Откр., 22, 11). Как видно из этого текста, Св. Писание различает понятия "творить правду" и "освящаться". Можно думать, что первое относится к внешним, волевым подвигам христианина, а второе - к очищающей и освящающей благодати, что дарует душе драгоценные добродетели. На высших ступенях просвещения души - святости - особо ревностным христианам подаются и особые возможности служения через дары исцеления болезней, изгнания бесов, прозорливости, пророчества и т. д. Для достижения этой степени потребны большие труды и многие годы невидимой брани или мученические венцы.

Великие святые. Не многие достигают эту ступень - ступень безстрастия. Как говорит прп. Симеон Новый Богослов - "Святых много, а безстрастных немного". Здесь нужны великие подвиги и соучастие в Христовых страданиях в подражание апостол Павлу, который пишет: "восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которая есть Церковь" (Кол., 1, 2). Эти святые обладают и высокими духовными дарами и соучастием со Христом в устроении Его Церкви.

Богоподобные и Божественные. Уподобление Христу может быть бо1льшим и ме1ньшим, но пределов этому нет - так непостижимо велико призвание человека: он воистину становится подобием Богу. Для этой очень немногочисленной группы из великих святых присуще постижение полноты безстрастия, наличие полного расцвета всех добродетелей и необычайных трудов по их достижению. Здесь также характерными являются гонения за имя Христово.

Вне всех этих групп святых находится Богородица - Преблагословенная Приснодева Мария. Невозможно на слабом человеческом языке поведать о Ее величии и значении в деле спасения человеческого рода.