Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

"Православный Петербург" № 11, июль 1993 г.

ЛИШЬ ПЕЧАЛЬ О ГРЕХАХ

Архимандрит Варлаам (в миру Василий Михайлович Сацердотский) начинал свое служение в 20-е годы, в Александро-Невской лавре, потом в течение ряда лет переходил из одного прихода в другой.

Первый раз иеромонах Варлаам был арестован в 1924 году и сослан на Соловки, где пробыл два с половиной года. Второй арест последовал в 1930 году - архимандрит Варлаам был послан на Беломорканал. До осени 1937 года духовные чада батюшки получали его "Письма узника". Потом было объявлено о "заключении без права переписки". По данным, полученным в 50-х годах, о. Варлаам скончался 5 мая 1941 года. Где - сведений нет. Из обширной переписки мы смогли выбрать лишь несколько отрывков из "Писем узника".

Людмила ИЛЬЮНИНА

Много мне приходилось говорить и писать о смысле скорбного пути, его необходимости и спасительности; в настоящий момент эта тема должна занимать исключительное положение в наших размышлениях - и ваших, и наших.

Душа не только примирилась с совершившимся, а принимает это как исходящее из рук Господа, как самое лучшее и спасительное. Так ведь всегда можно себя успокаивать, но дело, конечно, не в таких успокаиваниях, а в действительном устроении души, которая утверждается на невременном и неземном. Все время хотелось подвига и труда, и все это отлагалось до какого-то неизвестного будущего, а тут Господь Сам дал все необходимое к осуществлению этих намерений. Помните, писал я вам слова прп. Исаака Сирина о чистоте ума и чистоте сердца; основная мысль там такая: совершенная и полная чистота достигается многими лишениями и скорбями. А сейчас как раз и необходимо готовиться к принятию этих многих скорбей и лишений. И лишь только суетность теперешних дней забывается, и душа принимает все с этой вечной точки зрения - не только не страшно и не грустно становится, а даже радостно.

Помните - верно сказано: в скорбях человек ближе становится к Богу, да это и понятно. В такие минуты многие связи земные ослабевают и надежда на человеческое отпадает, перед Богом один остаешься, потому и ближе, потому и радостнее, и вместе с тем как-то страшнее, не в смысле боязливости, а в смысле сознания важности и предстоящей трудности.

…Помните, все время говорил вам и себе внушал необходимость такого устроения жизни, чтобы внешнее было только придатком к другому, основному, заключенному внутри нас самих. Все это не дается зараз, оно предмет устремлений во все дни нашей жизни, и если сейчас скорби наши общие могут помочь нам в таком устроении, то как же, как не с радостью нужно принимать все находящее на нас?

Крест несешь спокойно, впрочем, он не так уже тяжел, а вместе с тем затаенное желание снятия его со своих плеч часто присутствует в душе - это немощь и слабость нашей природы.

Но все больше и больше на самом себе познаешь, как неизмеримая Премудрость Божия к лучшему все устрояет, к одной цели всех ведет и из самого ужасного, страшного, казалось бы, ненужного и вредного, из всего этого создает условия, необходимые для очищения всякой души. Впрочем, кажется, бывает так: когда человек думает, что он подвизается и очищается, в этот момент очищение и подвиг далеки от него. В простоте сердца и смирении души кротко и покорно принимающий все находящее со стороны - такой всегда очищается, где бы он ни был. О больших лишениях и трудах мы часто любим мечтать и готовы добровольно их принять на себя, но обязательно все это относится к неизвестному будущему. И вот, когда это же самое, но только в гораздо меньшей степени приходит к нам, не как мечтание, а как действительность, в принятии этого и обнаруживается истинная настроенность и готовность души, верность раба в малом… Большое не всем дано понести. Какие мы все ничтожные и маленькие существа, и как часто думаем о себе высоко, а между тем путь к Господу исполнен необычайной простоты; для многих из нас он делается трудноприемлемым, ввиду усложненности грехом нашей души.

Все от Господа исходит, Им живет и к Нему возвращается. Счастливые те, которые прямо к Нему идут, а не скитаются по изворотам. Хотелось бы всем нам быть в числе этих блаженных!

…Молитва как бы перерождает человека. Сила ее столь могущественна, что ничто - никакая сила страсти против нее устоять не может.

Мало кто даже из верующих верит в чудодейственную силу молитвы - потому и не молятся; чтобы поверить, нужно на своем опыте это испытать, постичь, познать. Попробуй молиться постоянно, внимательно и усердно, и сразу же изменится состояние твоей души, тогда полюбишь молитву.

…Тягота всюду. Скорбь повсеместная. Радость и утешение отняты от Земли. На нашу долю осталось одно - терпение, и надежда через эти испытания и страдания получить нечто совершенное и лучшее - вечность. Какою непередаваемою радостью сопровождалось у нас чтение житий мучеников, подвижников и писаний аскетических. Когда читали, казалось, мы всей душой вместе с ними - мы готовы быть мучениками, непоколебимыми исповедниками веры, самыми суровыми, строгими подвижниками. А когда жизнь позвала нас на осуществление этих святых порывов, то мы далеки оказались от пленявших нас идеалов. Наши страдания ничтожны по сравнению со страданиями "святых мучеников, добре страдавших и венчавшихся", даже могут ли они быть названы страданиями. Разве только по тому контрасту между тем, что имеем и чего лишились, это может быть названо страданием и лишением. "Пусть будет так. Самое скверное в нашей жизни - это отсутствие горения, пламени огня, о котором Господь сказал: "Как хочу, чтобы возгорелся".

Вместо веры пламенной - теплохладность; смирение и покорность подменяются тупой рабской приниженностью, воля парализуется, и не светильником мира являемся мы, а каким-то отживающим, ненужным никому отребьем мира.

Впрочем, может быть, это и не совсем так. Вера-то у нас есть. А для борьбы и страданий у нас еще мало опыта. Ведь одно дело - читать книги, другое - встретиться с этим же самым лицом к лицу. Понемногу наберемся опыта и с помощью Божией явим себя если не первохристианскими мучениками и исповедниками, но все же достойными учениками Христа… Господь зрит на сердце человека, и добрые намерения наши, если они и не полностью осуществляются, приемлет и посылает благодать и помощь нашей немощи. Не забывай, что мы, христиане, должны быть всегда радостными и бодрыми. Только печаль о грехах нам разрешается, а в остальном мы - великие оптимисты. Такова уж участь нас, смертных - в отдельные мгновенья можем только возноситься к небесам, а то приходится с трудом и усилием отрывать себя от земли. Положим, - это смысл и содержание в высшем смысле всей нашей жизни.

Прожил большую половину жизни своей, и все еще только начинаю учиться, что же будет, когда придется дать ответ за всю свою жизнь?! На протяжении всех веков все верные Христу были неизменно Им охраняемы, подкрепляемы, утешаемы, реально ощущали близость Господа, некоторым же в исключительных случаях Он являлся в чувственном образе. И всех верных питал Он и доселе питает Своею Божественною Плотию…

Соловки, 1924-25 годы