Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

"Со-весть" № 5, май 1995 г.

НАПУТСТВИЕ

13 апреля 1995 года почил в Бозе архиепископ Никон. Публикуем последнее интервью Владыки, которое он дал газете за неделю до кончины.

Архиепископ Никон (в миру Николай Васильевич Фомичев) родился в Санкт-Петербурге в 1910 году. С семи лет стал прислуживать в церкви. Закончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. В блокадном Ленинграде служил начальником военно-строительного поезда. После войны, в июне 1945 г. рукоположен во диакона, а через год - во пресвитера. Одновременно с пастырской деятельностью учился в Ленинградской духовной академии, которую окончил в 1950 году со степенью кандидата богословия. 26 августа 1962 г. настоятель Троицкого собора Александро-Невской лавры прот. Николай Фомичев, при пострижении в монашество был хиротонисан во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии. С ноября того же года - епископ Лужский. Далее следовали архипастырские кафедры в Риге, Архангельске, Калуге. В 1977 г. возведен в сан архиепископа. Последнее место служения - архиепископ Пермский и Соликамский, с которой уволен на покой в марте 1984 года.

Весенним солнечным днем, преодолевая душевное волнение, иду к заслуженному архипастырю. Ожидаю увидеть роскошную обстановку, богатую домовую церковь, строгий взгляд Владыки. Боюсь растеряться в самый неподходящий момент и этим огорчить архиепископа, отдающего мне частичку драгоценного времени.

Неожиданная простота кельи вмиг успокоила душу: немудреный стол, несколько маленьких икон в красном углу… Владыка Никон по-домашнему расположился на стареньком диване. Он ласково усаживает меня рядом в удобное кресло и внимательно слушает.

- Недавно по телевизору показали короткий сюжет, который заставил глубоко задуматься. Шел обычный рассказ о наших сегодняшних неурядицах. И вдруг - талантливая находка режиссера. На экране - документальные кадры тридцатых, сороковых, пятидесятых: радостные улыбки людей, растущие, как грибы, новостройки… Большинство зрителей подумало в этот момент: "А ведь жили!!!" Но были и расстрелы священников, разрушения храмов, преследования за веру… Владыко, расскажите о пережитом.

- Не забывайте, что в России не только священников расстреливали - так или иначе это коснулось почти всех мирян. Но я не могу также утверждать, что в той жизни все было безнадежно плохо. Люди женились, рожали детей, занимались наукой, искусством, строили города, жили обыкновенными житейскими заботами. В наше время миряне постепенно лишаются даже этих нехитрых радостей. Многие постоянно возвращаются в своих мыслях к прошлому. Человеческой памяти вообще свойственно приукрашивать давно ушедшее. Телевизионный журналист лишь умело воспользовался слабостью разума. Однако эта положительная сторона жизни относилась к области мирской, светской. Не радовали успехи тех немногих стоиков, которые и тогда имели общение с Церковью. Они-то понимали, что мирская жизнь уже не освящается светом Веры Христовой. Воспоминания об этом безбожном времени и сейчас тревожат мою душу.

В то непростое время я учился в институте и одновременно прислуживал у престарелого архиепископа Гавриила (Воеводина) в храме подворья Творожковского монастыря. Ходить в храмы тогда было опасно. Многих арестовывали прямо в церкви. Молится человек, а к нему подходят и говорят: "Пройдемте". Священники служили, не зная, вернутся ли они домой или нет. Мало кто слышал о том, что в 1932 году в Ленинграде арестовали почти всех монахов и монахинь. Среди арестованных был и Владыка Гавриил. Ему дали пять лет ссылки. Зримо и сейчас помню арестованных в ту же ночь епископов Лодейнопольского Сергия (Зинкевича) и Лужского Амвросия (Либина). Их сопроводили в камеры вместе с иподиаконами. Уцелели лишь Владыка Николай (Ярушевич) да митрополит Алексий (Симанский). Меня Господь миловал… Сохранял Он и в Великую Отечественную. Помню, направили меня вместе с ремонтно-восстановительным поездом под Любань. В наш вагон попала бомба, и мы рванули к выходу. В тамбуре я упал на бежавшего впереди рабочего. Удивительно, что я уцелел, а его ранило подо мной.

К окончанию войны относиться к верующим стали немного лучше. Но недоверие все равно сохранилось. Однажды, вскоре после снятия блокады, мы с митрополитом Алексием спешили к вечерней службе. На трамвайной остановке Владыка забезпокоился обо мне: дознаются, что сопровождал архиерея - начнутся изматывающие душу проверки. Мы сели в разные двери.

А вот случай из 50-х. Как-то отправили меня в церковь села Низы Сланцевского района. Народу в храме - от силы человек пять. Отслужил обедню, и к алтарной двери подошел милиционер: "Батюшка, вас сельсовет требует". В сельсовете говорят: "А кто разрешил службу? У нас храм закрыт". "Ничего не знаю, - пожал я плечами, - митрополит прислал". Обошлось. Прослужил дня два-три, и народ появился. До этого боялись ходить: "Как бы чего не вышло".

Помню, и как разрушали храмы в 60-х. Обносили забором, подъезжала техника и быстро превращала здание в груду обломков. Не забуду уничтожение церкви Спаса-на-Сенной. Здесь я получил зачаток христианства - в этом храме меня крестили. Духовенство в те годы буквально на коленях умоляло власть: "Не ломайте! Используйте храм как музей, дом, школу". И многое удалось сохранить именно таким образом.

Зимой 1966 года я приехал в Архангельск. В городе действовало только три храма. Когда вошел в кафедральный собор, ужаснулся: внутри все обросло льдом. Оказалось, что храм уже давно не отапливается, стекла разбиты и по всему пространству носятся холодные сквозняки. Ремонт делать категорически запрещалось.

Все же, после долгих переговоров с властями, нам разрешили немного поработать над обустройством помещения. А это был, заметьте, кафедральный собор!

В 70-х оставшиеся храмы под великие праздники частенько оцеплялись милицией с собаками. Людям не давали даже поглядеть на пасхальный крестный ход, в котором участвовали только старики да старушки.

Сегодня жизнь с каждым днем становится все тяжелее. Разрушается, приходит в упадок тот житейский уклад, что создавался на протяжении более чем семидесяти лет трудами нескольких поколений. По-человечески, конечно, жалко. А если взглянуть духовными очами, то все становится на свои места. Строили жизнь без Бога, без молитвы; под надзором жестоких вождей. Закончился земной путь властителей - развалилось и детище. Господь наказывает нас за прожитое. Не умели хранить Вечные Заповеди - вот вам корыто разбитое. Есть ли надежда на спасение? Все пути будут тщетными, кроме одного - возвращения к вере Православной, искреннего покаяния и усердной молитвы. Все мы, без исключения, тяжко согрешили пред Господом.

- Но в жизни любого человека бывают и радостные моменты. Что осталось в вашей памяти светлого?

- Светлым был каждый день церковной службы. В Калуге я проводил 30 богослужений в месяц. Это приносило невыразимую духовную радость. И по сей день, хотя и не так часто, служу в храме, и не потому, что мне нужны деньги, нет. Душа постоянно требует общения с Богом, а где еще можно так искренне помолиться, как не в храме. Когда идешь служить не "ради хлеба куса, а ради Иисуса", вот тогда служба - в радость. По великим и двунадесятым праздникам служу в церкви Владимирской иконы Божией Матери. Несколько лет назад, когда церковь только открылась, меня пригласил на службу настоятель храма отец Владимир Фоменко. С благословения митрополита Иоанна я приглашение принял.

† † †

Матушка-келейница принесла на крохотном подносике мензурку: "Владыке пора принять лекарство". Именно в это мгновение запал в душу взгляд пожилого архипастыря, его чистые, не по-стариковски живые глаза. В этом взгляде кроется светлый, нисколько не утративший с годами ясности ум. Воистину - тело немощно, но дух бодр…

† † †

- Сегодня открывается много храмов, возрождается приходская жизнь, таинство Святого Крещения принимают ежедневно тысячи взрослых людей. Действительный ли это подъем, или всплеск, который скоро затухнет?

- Наши храмы наполняются сейчас людьми не потому, что все вдруг стали верующими или захотели ими стать. Просто это вошло в моду. - Крестился? - Нет. - Так иди, крестись! А что за этим последует - многих не интересует. Мода - она всегда проходит. Старец Лаврентий Черниговский предупреждал нас: да, храмы будут возрождаться, но продлиться это время недолго. Гонения вернутся. Мало тогда останется верных, большинство уйдет из храма. Заметьте - сейчас уже не особенно идут навстречу Церкви, сейчас все тяжелее становится открывать церкви. Уверенности, что благодатное время будет вечным и его хватит на нашу жизнь, нет.

- Сейчас двери нашего Отечества гостеприимно открылись для многих религиозных конфессий. Зачастую люди идут не в православную Церковь, а к заезжим проповедникам…

- Зачем люди идут к заезжим сектантам? Ради книжек, которые там раздают, ради песен, которые там поют - ради увеселения своей плоти. А это очень быстро надоедает, и человек опять ищет, ищет Истину… Человек, который слаб своей верой, зачастую увлекается чужой. Этот поиск может закончиться очень печально - подобное уже случилось в Японии. Русский православный христианин, душа которого испокон веков связана с Православием, которая питалась благодатным светом, никогда не предаст свою веру.

- Что бы вы могли с высоты своего архипастырского опыта пожелать молодым священникам?

- Когда я был правящим архиереем, то всегда стремился служить точно по Уставу. Первое время люди были недовольны: "Вот, приехал, долго служит…" Но потом привыкли и даже благодарили. К сожалению, сейчас многие священники сокращают уставное богослужение. Оправдываются тем, что прихожане, мол, устают после работы. Но раньше ведь тоже не в праздности проводили время. Верующего человека не обманешь. Миряне до сих пор жалуются мне в письмах: "Как же так, Владыко, вот здесь пропустили, и здесь…" Хочу пожелать молодым священникам строго исполнять Устав, не лукавить. Так нам было заповедано Святыми Отцами. Служите ради народа и для прихода. И тогда люди увидят, что священник - это горящая звезда христианской любви, освящающая путь истинной жизни.

- Что бы вы хотели сказать в напутствие?

- Будьте верными прихожанами и исполнителями заповедей Христовых. Участвуйте в христианских таинствах, молитесь за всех заблудших. Живите в дружбе со всеми, относитесь друг к другу с любовью, ибо только любовью можно стяжать Духа Святаго. Не отталкивайте вновь пришедших - старайтесь убедить их оставить свои заблуждения и смело ходить в православный храм во имя спасения своей безсмертной человеческой души. Читайте книги Святых Отцов и тех подвижников веры и благочестия, которые жили в наши времена. Не страшитесь того, что будет. А будет то, что попустит Господь.

- Благословите, Владыко!

- Дай Бог вам помощи!

Вопросы задавал Борис СЕМЕНОВ