![]() |
Газета основана в апреле |
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ |
«Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
Смерть отца является одновременно началом еще одной малой церкви. Гроб отца - фундамент семейной церковной традиции, преданий. Смерть именно в таком ее понимании должна быть вожделенна и радостна для отца, ибо он идет к Богу, исполнив и завершив свою жизнь в полноте ее плотского, душевного, Духовного смыслов. Полнота смысла в предсмертном утешении отца может быть проиллюстрирована евангельскими словами Иисуса Христа, обращенными к Богу и Отцу: "Да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого" (Ин. 18, 9).
Смерть отца - это одновременно и отправная точка для возложения на плечи сына или сыновей бремени отцовства. Гроб отца - это одновременно и образ смерти, но и образ рождения новых родовых ветвей. Умирание, его особенности, предсмертное благословение - все это величайшие события и в духовной и социально-психологической жизни рода, имеющие статус завета. Мерилом высоты и духовности отцовского завещания является его близость с основополагающей сакральной Книгой, которая произволением Божиим, исторически, от века запечатлелась в душе народа и мистике Земли.
В Откровении Иоанна Богослова эта Книга именуется Книгой Жизни. Для нашей Земли - это Евангелие. Как мы помним, другое название этой книги - Новый Завет.
Наверное, лучшие слова о полноте осмысленной смерти отца были сказаны об Аврааме: "И скончался Авраам, и умер в старости добрый, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему" (Быт. 25, 8).
Насыщенный жизнью не в блуде и пороках, а жизнью в Боге, в трудах домостроительства.
Протоиерей Борис НИЧИПОРОВ