Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

"Православный Санкт-Петербург" № 22, 1994 г.

ВЕЛИЧИЕ СМЕРТИ

Западный мир боится смерти. О ней до последнего десятилетия было как-то неудобно говорить. Смерть не осмысливалась, боялись заглянуть ей в лицо. Одна из самых замечательных вещей в нашем Православии - похороны при открытом гробе. На Западе неисчислимое количество людей никогда не смотрели в лицо усопшего человека. Они встречаются со смертью только в виде гроба. До этого - ухаживают за больным, видят его страдания, ужасаются порой тому, что ему приходится пережить душевно и телесно, а когда приходит смерть, усопший оставляется на попечение тех, кто его уложит в гроб и отнесет или в храм, или в крематорий, или на кладбище. Открытый гроб - откровение для западных людей; здесь они могут увидеть не ужас, а величие смерти.

Мне вспоминается один случай. В небольшом английском городке, после долгих лет страдания, скончалась старушка. Ее сын и невестка были моими друзьями, и я приехал к ним сразу же, как только узнал об этом. И вот вижу: все сидят в гостиной, а внуков нет. - Где же дети? - Мы их услали из дома. - Почему? - Но как же им быть в одном доме с мертвой бабушкой? - А почему же нет? - Но ведь это может потрясти на всю жизнь, они будут душевно больны! После долгих споров я все-таки добился, чтобы детей вернули домой. Мать сказала: пусть на вас будет ответственность за то, что они переживут… Я взял их (мальчику было лет пять, девочке - семь); мы вошли в комнату бабушки; в комнате царила та торжественная тишина, которая окружает усопшего. Девочка посмотрела в лицо своей бабушки, которую годами видела в страдании: морщины расправились, лицо светлое, спокойное, удивительно красивое; и сказала: "Так, значит, это смерть!…" А мальчик прибавил: "Как прекрасно!" Разве это не более здоровое начало в восприятии того, что такое смерть, чем ужас? А ужас, действительно, может быть великим. В моем споре с родителями я спросил: "Почему вы думаете, что дети могут испугаться смерти?" Мать ответила: "Они знают, что это такое, видели несколько дней назад в саду зайчика, растерзанного кошками". И ведь если бы я не показал им бабушку, лежащую в дивном покое, они всю жизнь думали бы, что смерть - это неизъяснимый ужас растерзанного живого тела, измученного, изуродованного.

Одно из самых чудесных богослужений в Православной Церкви - это служба похорон. Оно начинается словами, которые можно произнести только из глубины крепкой веры или напрягая все силы своего доверия к Богу: "Благословен Бог наш!" Это ответственное и страшное слово. Не всякий может сказать его всем сердцем, потому что боль, ужас не смолкают от веры. Благословен Бог за жизнь, которую прожил этот человек, но благословен Он и за его смерть. Как же произнести благословение Богу при гробе? Но вспомним, когда Христос стоял перед лицом Своей смерти, Он сказал ученикам: "Если бы вы Меня по-настоящему любили, то радовались бы за Меня, ибо Я отхожу к Отцу Своему…" Мы думаем о смерти всегда как о разлуке. Никогда больше не услышим любимого голоса, никогда не погрузим свой взор в дорогие очи, открывающие всю глубину души, никогда не тронем любимого тела, никогда больше не будем жить вместе с человеком той простой жизнью, которая нам так дорога. Но мы забываем, что смерть одновременно является встречей живой души и Живым Богом, вступлением в ту полноту жизни, которая никому не доступна на земле.

И вот поэтому сквозь слезы, с раздирающимся от собственной боли сердцем, мы можем радоваться за другого: кончено время борения, страдания, искания, он теперь в другом свете, видит то, что искал, знает, что живет - жизнь победила. И мы перед гробом таинственно созерцаем величественную встречу Бога и человека, момент, когда завершается весь путь человека, и он приходит домой.

На похоронах православные люди стоят с зажженными свечами. Что это значит? Свет - всегда символ радости, но радость бывает разная - то ликующая, а то среди слез. Но свет - это и знак жизни, победы над мраком. Когда мы стоим со свечами, то как бы говорим Богу: этот человек зажегся в мире как светоч, он нам светил, приносил правду и любовь, его присутствие разогнало сколько-то тьмы земной. Он указал нам путь. Мы собраны здесь не только потому, что умер человек, любимый нами, но именно потому, что он жил. И, наконец, погребальные свечи напоминают нам о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом. Это может показаться странным: как же так? Перед лицом смерти, царствующей на земле, как мы можем говорить о том, что Христос победил смерть? Свою - да, Он воскрес, Он жив; а чужую - Он разве победил? Да, победил. Самым страшным в смерти в древности была окончательная, безнадежная разлука человека с Богом. Христос упразднил ее. Телом мы усыпаем, охватываемся земным сном, но души наши уже не могут быть отлучены ни от любимых, ни от самого Бога.

Вот почему мы стоим на похоронах с сердцем разрывающимся - и с глубоким сознанием благоговения, трепета и благодарности, почему мы можем сказать словами церковной песни: Блажен путь, в который ты вступила нынче, о человеческая душа, ибо тебе приготовлено место вечного упокоения…

После похорон близкого, дорогого нам человека мы все разойдемся по домам, но с чем? Неужели только с сознанием утраты? Одни будут горевать долго, другие навсегда будут поражены ею, третьи, отдав долг усопшему, вернутся к обычной жизни. Но вернуться к ней нужно по-новому. Смерть дает нам задание. Придет время, когда и мы умрем, станем перед Богом и вновь встретимся лицом с тем, кого сейчас похоронили. И Христос нас спросит: "Чему вы научились из жизни и смерти этого человека?…" О, если мы сможем сказать ему: "Взгляни на мою жизнь, Господи! Она вся пронизана светом его жизни и смерти; все доброе, благородное, что Ты во мне видишь, на самом деле принадлежит ему! Возьми это от меня - это его слава и честь!" Как дивна будет такая встреча в любви и благодарности.

Но смерть должна научить нас и другому: каждый из нас в любое мгновение может умереть. Если бы мы думали об этом чаще, так, чтобы каждое слово, каждый наш поступок могли быть последними, завершающими нашу жизнь, самым прекрасным, что мы в ней сделали… Но если я умру на гнилом слове, на неприглядном поступке? Если я отравлю чужую мысль словом или делом? Как страшно! А мы живем безпечно, будто пишем черновик, а завтра перепишем его начисто. Но этого не бывает никогда…

Митрополит Сурожский АНТОНИЙ