Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Я - русский

ОТ ПОЛЯ КУЛИКОВА

В прошлые века, обращаясь к многолюдному собранию, говорили: "Люди русские, православные". В этих словах - сокровенный смысл, тайна души и характера русского человека, предки которого были героями по профессии, защитниками Отечества на протяжении всей истории русского государства. В непрестанных битвах и труде формировался уникальный православно-религиозный русский человек. Невозможно переоценить и этническое значение Куликовской битвы: сражение тогда начали представители разных княжеств и "владельцы" разных кровей, но вернулись - русскими людьми. Новая этническая общность - Московская Русь, пришедшая на смену Киевской Руси - стала реальностью. А уже с конца XV века государство стало называться Россией. Но продолжение жизни русского этноса под угрозой. В мире 17 стран входят в число крупнейших и, по прогнозам экспертов, все они к 2025 году увеличат свое население, за исключением России. В 1992 году население России составляло 148,4 млн.человек, а к 2025 году оно снизится до 138,5 млн.человек…

Сегодня в гостях у редакции: доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка СПб Государственного университета, профессор В.В.КОЛЕСОВ; доктор педагогических наук, член-корреспондент международной славянской академии наук, профессор И.Ф.ГОНЧАРОВ и настоятель церкви иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" священник Александр ЧИСТЯКОВ.

† † †

- В светской прессе бытует мнение, что русским является любой, кто говорит по-русски. Раздаются даже отдельные голоса, что нет такой нации "русский". Мотивируют это тем, что нация определяется словом существительным, к примеру, - казах, француз, белорус… Слово же "русский" - прилагательное, следовательно, это не название самостоятельной нации, но совокупность свойств и черт характера, мировоззрения; определение группы людей разных национальностей, проживающих на единой территории и говорящих на русском языке. Так кто же мы - русские?

Профессор В.В.КОЛЕСОВ: "Это такая чушь. Великорус - вот имя существительное, определяющее нашу нацию. Великорус… и не потому, что мы гордо-великие такие, а потому, что мы - самый большой, многочисленный восточнославянский народ. Слово же "великий" в смысле "замечательный" появилось только в конце XVIII века. Посмотрите в словаре у В.Даля "великий, церковнославянское велiй, т.е. превышающий обычную меру, сравнительно с другими обширный, большой". Вспомните, как называли на Руси древних государей русских - Великий князь, т.е. больший князь. А термин "русский" - значит подданный русского государства. Россия с самого начала своей государственности была многонациональным государством. Однако становой хребет этой государственности - великорусы, которые больше всех внесли в становление русского народа и России, органично впитывая в себя культуру братских славянских и прочих народов, населяющих Великую Русь. Сравните, как к Тихому океану шли русские и как к нему шли американцы. Американцы выжигали степи, уничтожали животину, местное население. Русские шли мирно, женились на местных жительницах. Характерный пример: Приехав в Якутию, И.Гончаров поразился, что русские мужики, женатые на якутках, свободно говорят по-якутски. Русские всегда входили в культурную среду местных народов, при этом происходило не смешение, а взаимопроникновение культур - вот что ценно и важно.

До революции 1917 года понятие "русские" являлось названием трех восточнославянских народов: великорусов, белорусов и малорусов. Многих смущает такой подход к определению ветвей русского народа, но в нем нет ничего оскорбительного для украинцев и белорусов. Белорусы сохранили свое название. Украинцам стало почему-то неудобно называть себя малорусами. Хотя во всех странах со словечком "мало" называют представителей народов или народностей, находящихся в корне всей нации, в ядре. Ведь, что такое украинец? Живущий на окраине, "на Украине"… Мы же, в угоду мелким народам Прибалтики и других стран, убрали стыдливо звание "великорус" и стали называться русскими.

О.Александр ЧИСТЯКОВ: Не согласен. Наше самоназвание "русский" всем известно и понятно. Большая и разумнейшая часть населения Белоруссии и Украины на это слово отзывается. Слово "русский" - субстантивированное (превратившееся в существительное) прилагательное, как и слова "English", "Italiano". Имеет дополнительные значения: "подлинный, настоящий, правильный, разумный, понятный", ради которых часто используется в рекламных названиях нерусских фирм, товаров и услуг, например: "Русское радио", "Русское видео", "Русская водка"…

Профессор И.Ф.ГОНЧАРОВ: Как писал Ф.М.Достоевский: "Не православный не может быть русским". Вот вам и ответ. Но если рассматривать этот вопрос с исторической точки зрения, то предками русских людей были древние русичи, выходцы из Литвы и Орды, а также местные финно-угорские племена. В самом узком смысле русские - это великороссы, в более широком - великороссы, малороссы и белорусы. Кроме того, термин "русский" объединяет все народы России. Иностранцы всех россиян называют русскими. Да и представители нерусских этнических групп порой говорят: "Я русский и притом калмык", "Я - русский грузин"… Тот же, кто называет себя лишь "россиянином", отказывает себе в источнике неисчерпаемой силы. Нас столетиями приучали с пиэтетом относиться к европейцам, считать их более совершенными, но не учили уважать, ценить самих себя, с гордостью называть себя именем народа, породившего нас. А ведь сугубо русская нация - первотворимая нация. И хоть все народы России вносили свою творческую лепту в создание могучей и великой Державы, вклад русской ветви - самый весомый. Не напоминать об этом, стыдливо умалчивать - значит участвовать в уничтожении своей страны…

Все же русский человек - удивителен: мы ценим человека не по крови, а по духу - душа всему мера, по его отношению к России, к нашей религиозной и светской культуре, истории, верности русским людям. "С нами тот, кто сердцем русский" - бытовое определение понятия "русский". Кого считать русскими, лучше всех других заповедовал нам не русский по крови подвижник русской культуры В.Даль: "Дух, душа человека - вот где надо искать принадлежность его к тому или иному народу… Кто на каком языке думает, тот этому народу и принадлежит. Я думаю по-русски".

О.Александр ЧИСТЯКОВ: А еще по Достоевскому: - "Без Православия русский человек - дрянь". Так кратко можно описать нравственное состояние русского человека без Православия. Если этот человек возразит, что не хуже других, то пусть сравнит себя с благочестивыми предками. Опять он возразит, что, будучи по рождению русским, тем самым уже и есть православный. Да, для превращения благочестивого русского в дрянь необходимы 3-4 поколения без Православия. Человек, которого крестили в детстве и который бывает в Церкви на отпевании родных и иногда на Пасху, искренне считает себя православным. Однако он не таков ни по осознанной вере, ни по образу жизни. В голове у него экуменическая каша: что Будда, что Христос - все едино Бог, папа или Патриарх - одинаково святейшество. По жизни полный басурманин: спросишь, женат ли, - прежде ответа соображает мучительно; угрызения совести - как бы порчу - снимает у экстрасенса. Смысл своей жизни как ни выразит, - никогда не совпадет он у него со смыслом русской истории. Потому и не ощущает он себя ни наследником, ни участником исторического бытия своего народа. Ради временно1го неохота надрываться, вечное и родовое - непонятны, забыты. И вымирают уже почти неправославные, но еще не совсем нерусские люди со скоростью полтора миллиона в год. Неправославные русские обречены вымереть или раствориться в едином человечьем общежитьи: предприимчивые - на халтуре за океаном, доверчивые и красивые - в общеевропейском доме религиозной или иной терпимости, храбрые - в миротворческих войнах, свободолюбивые - по демократическим тюрьмам и чеченским зинданам. Хотите сами, без Христа - ваша воля, но без Него и Его Церкви - ни пути, ни истины, ни жизни (Ин.14,6).

В обратном смысле первое выражение Достоевского неверно: став православным, человек не становится автоматически русским. Поэтому неудивительно, что сын костромского священника становится министром абсорбции Израиля, а сын московского - гонителем русского телеканала. Господь Иисус Христос призвал все народы соблюдать все, что повелел им (Мф.28,19-20), и обещал собрать все народы на суд и отделить один народ от другого, как овец от козлов (Мф.25,32). Посланный наипаче к погибшим овцам дому Израилева, Он всегда различал род того, кому обращался, будь то Нафанаил или самарянка. Апостольский собор 50г. в Иерусалиме признал излишним для христиан из язычников соблюдать закон Моисеев (Деян.16,6-20), т.е. не стал требовать от греков, чтобы они становились евреями. Русская Церковь всегда берегла национальное самосознание, язык и культуру новопросвещенных ею народов. Входя в Церковь, человек не утрачивает свою принадлежность к роду, а вводит в число спасаемых - хотя бы в своем только лице - часть своего народа, за который предстоит Богу. Безумны перед Богом изображающие себя православными, чтобы казаться русскими: "Скорбь и теснота всякой душе человека, делающей злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога" (Рим.2,9-11).

Быть русским - природное достоинство, его не купишь и не изобразишь, да этого и не нужно для вечной жизни во Христе. Для меня русский тот, кто таков по роду и по вере.

- А кого можно считать нерусским, я имею в виду не только этническую принадлежность?

Профессор И.Ф.ГОНЧАРОВ: Им может быть как инородец, так и русский по крови. Нерусский проявляет: неприязнь или презрение к русским как к существам низшего типа, недочеловекам; неприятие русского Православия и православного образа жизни; надменно-ироническое, глумливое отношение ко всему русскому, включая русские имена; воспринимает русскую цивилизацию как примитивную и ущербную; подвергает искажению русскую историю, выискивая в ней лишь плохое. Нерусский прислушивается к космополитам, преклоняется перед материальным богатством Запада, не замечая духовного убожества их жизни, и покидает страну, где рожден. Истинно же русскому легче тащить жизнь по русским ухабам, чем порвать связь с Родиной. Для русского священно все, что питало его душу. А если русским и случалось покидать Россию-матушку, они никогда не позволяли себе разлюбить ее.

- За последние 80 лет нас, русских, почти превратили в космополитов, людей без нации. И успешно продолжают это сейчас, убрав в новых паспортах графу о национальности…

Профессор И.Ф.ГОНЧАРОВ: - Сегодня понятие "русский" - под моральным запретом. Стоит открыто назвать себя русским, сразу же лепят клеймо: "шовинист", "юдофоб", "русский фашист". Но этот запрет влияет только на слабонервных. Надо решительно и безбоязненно сбросить негласный запрет на название "русский" и противостоять внедрению официального понятия "россиянин" взамен понятия "русский".

Коренное население Америки никто не называет американцами - его называют индейцами. Американцы - все приехавшие. Но нас нельзя сравнивать с Америкой, страной с некоренным населением. Русские - коренное население, давшее название государству Россия. Нас можно сравнить с Англией: там англичане и шотландцы, но все они - британцы. Мы - россияне, поскольку мы граждане России, но при этом мы еще - башкиры, мордва, татары, русские…

Для русского самосознания, русского бытия характерно после неудач или поражений - воскресение, возрождение, созидание. Примеры? Вся история нашего государства… Почти 250 лет, начиная с XIII века, Русь являлась монгольским улусом. Но русский народ, ведомый прп. Сергием Радонежским, митр. Киприаном и Дмитрием Донским, победой в Куликовской битве, становится свободным и созидательным. В начале XIX века армада французов, задавившая своей мощью ряд цивилизаций, гибнет на русских полях. В конце первой половины XX столетия мощнейшая Германия, выиграв войну в ряде стран, капитулирует перед нами. В 1929 году истребляется трудолюбивое русское крестьянство. Но страна сама себя кормит. С 1917 года до начала 40-ых годов уничтожается творческий костяк россиян. Но в 40-60-е годы Россия лидирует в области научно-технического прогресса наряду с Америкой. На протяжении тысячи лет мы разгромили величайшие военные могущества - монголов, Польшу, Швецию, Францию, Германию, Турецкую империю… Переживет русский народ и нынешнее иго.

- Часто приходится слышать, что назрела необходимость поменять русский менталитет…

Профессор И.Ф.Гончаров: …то есть русского человека, как неполноценного, превратить, к примеру, в немца, а еще лучше в американца? На такой позиции стоят члены фонда Д.Сороса - бывший министр образования РФ Э.Днепров и директор института национальных проблем Н.Кузьмин. Подобное стремление неозападников нелепо, как нелепы были бы попытки поменять русский язык, например, на английский. Никому еще не удавалось поменять свой менталитет: ни австралийским аборигенам, ни французам, ни чукчам… Такими попытками можно только духовно покалечить. "Не нами положено - не нам менять", - сказано св.Василием Великим.

О.Александр ЧИСТЯКОВ: Менталитет - слово немецкое по форме и латинское по содержанию. Немцы и латинцы понимают под ним и нравственное состояние, и склад ума, и образ мыслей. Вопрос поставлен так, что субъект этой перемены скрыт: следует ли нам, русским, самим изменить себе эти составляющие народного духа и каждой отдельной души, или у кого-то назрела необходимость нам все это заменить? Этот кто-то, называвшийся прежде партией, а ныне - мировым сообществом (теперь ясно, что это одно и то же лицо), - уже сто лет бьется над изменением нашего менталитета, в смысле полного уничтожения народного духа как такового и его носителей. Успехи есть, и немалые, но противоборствующие стороны не воспринимают их как окончательные. Накачивают нас тленом через телевизор, но нам работать приходится все больше, и некогда смотреть всю эту ерунду. Нравственное состояние падает, но недостаточно быстро и не до конца. Образ мыслей как бы внушен, а выводы делаются непредусмотренные.

Некоего юношу заморские сектанты уловили в ересь через изучение английского языка и послали в Америку в высшую еретическую школу. Одновременно с обучением он там зарабатывал деньги. Вернувшись в Россию, забросил ересь, открыл свое дело. Заходит в православную церковь, но принять веру мешает комсомольский и сектантский опыт лицемерия и цинизма. Детей же хочет воспитать православными. На этом примере видно, чего достигают и чего не могут достигнуть внешние усилия по смене нашего менталитета.

А что мы хотим сами переменить в себе? Нравственное состояние врачуется только церковно: вера наша неизменна. Склад ума заложен и выражен в языке - язык борется и держится. Нередко и от молодых, и от деловых слышишь правильную родную речь. Образ мыслей восстановится от веры и языка, если отключить, - для начала дома - любителей менять чужой менталитет.

Вопросы задавала Ирина РУБЦОВА