Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Михаил ДУНАЕВ, преподаватель Московской Духовной Академии

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ: ПРАВОСЛАВИЕ БЕЗ БЕРЕГОВ?

Мы знаем, что есть люди, которые не могут спокойно слышать само слово "Православие". Их можно пожалеть, но гораздо ко-варнее другая угроза. Часто приходится сталкиваться с мнени-ем, будто наша интеллигенция очень сочувственно относится к Православию, но понимает его иначе, чем богословы.

Известный литературный критик Валентин Курбатов сказал не-давно, что во всех религиозных исканиях следует слушаться не докторов богословия, которые, якобы, узурпировали право ве-щать от имени истины, а лишь собственного сердца.

Но Авва Дорофей, вопреки критику, советует: "Будучи страст-ными, мы не должны веровать своему сердцу. Кривое правило и прямое кривит". Задумаемся над этими словами. Церковные люди знают, что Церковь, имеющая попечение о духовном возрастании человека, дает нам особую молитву, каждодневно вменяя в ут-реннем правиле повторять, дабы не забывали: скверные, лукавые и хульные помышления идут от окаянного моего сердца и от пом-раченного ума моего.

Да, сердце является средоточием духовной жизни, именно серд-цем может человек Бога узреть. Но вспомним заповеди блаженст-ва: чистые сердцем Бога узрят. Чистое сердце дает человеку понимание, ощущение истины. Здесь - ключ ко всему. Можем ли мы с уверенностью сказать, что сердца наши чисты и не искрив-лены страстями? Гордыня наша не позволяет нам признать, что чистоты сердечной мы не имеем.

Надо сказать, что интеллигенция наша всегда страдала недугом - гордыней рассудка, который признавала высшим судьей во всех сомнениях и спорах, подменяя причудливыми построениями собст-венного помраченного ума осмысление великих духовных истин. Помимо того, она всегда отстаивала свою свободу, не сознавая, что необузданная свобода, за которую ратует, есть свобода греховных помыслов и страстей. А страсти помрачают сердце и ум. И когда человек вознамеривается внимать только этим по-мутненным источникам, то создается некое мировоззрение, кото-рое я бы назвал "православием без берегов", самочинным право-славием, которое не признает никаких критериев истины, кроме собственных претензий и собственного невежества. Как бы тяжко ни было нашей гордыне, нужно признать, что нет иных критериев Православия, которые пребывали бы вне Священного Писания и вне Священного Предания Церкви Христовой. Поэтому не худо бы во всех сомнениях советоваться с теми, кто всем житием своим свидетельствует о чистоте собственного сердца. Это - святые Отцы Церкви.

Однако интеллигентская рассудочность не желает с этим сми-риться. Недавно публицист Михаил Антонов заявил, что нечего, мол, слушать святых Отцов, у нас христианство, а не святооте-чество. Это характерно ныне для многих: отвергнуть святых От-цов, а тем самым и Церковь, признавая высшим авторитетом соб-ственный "здравый" смысл собственных измышлений, ту самую мудрость мира сего, которую апостол назвал безумием перед Господом.

Из источника невежества и гордыни питается кампания против нашей Церкви, святых Отцов, против богословов. Святые Отцы - истинные, великие богословы, не нам, грешным, чета, не внесли в учение ничего, сверх данного Господом, но лишь раскрывали Его Откровения в применении к конкретным обстоятельствам зем-ного бытия.

Но ведь так хочется от себя что-нибудь внести нашим интелли-гентам, а богословы со своей косностью, отсталостью мешают, гордыню потешить мешают. И можно измыслить нечто понятное, приятное, удобное, не требующее духовных усилий, то, что идет от окаянного сердца.

Богословы-то хорошо знают, что все ереси пошли именно от са-мочинных толкований Откровений Писания. Когда не Церкви, а лишь собственному разумению вверялись погрязшие в гордыне ересиархи. Именно этот источник питает и все обновленческие поползновения, которые угрожают ныне духовному здоровью нашей Церкви. Все это новое, самочинное, что пытаются внести в цер-ковную жизнь во всех сферах ревнители свобод, вовсе не без-обидно для духовного здоровья человека, но отстаивается с же-стким упорством, переходящим в обвинение всякому, кто проти-вится насаждаемым нововведениям.

Вспоминаю эпизод на Международной конференции по Достоевско-му, проходившей несколько лет назад в Старой Руссе. После нее состоялся банкет с традиционными возлияниями за полночь. На-утро, после плотного завтрака, мы приехали в Юрьев монастырь, когда уже шел Евхаристический канон. Нужно сказать, что неко-торые служители Церкви заискивают перед интеллигенцией и по-такают ее претензиям. С нами ехал батюшка из Старой Руссы, он спросил: "Кто хочет причастится?" Желающие нашлись, человек десять. Священник отвел их в сторону, каждого поочередно на-крыл епитрахилью - ни на что иное времени не оставалось - и благословил на приобщение Святых Христовых Таин. Они, гордые собой, подошли к Чаше и ожидали, если не восхищения этим сво-им поступком, то хотя бы умиления. Ни о каких, конечно, пра-вилах ко Святому Причащению, ни о необходимом говении, речь не шла. Я заметил тогда, что нельзя профанировать Таинство. Мне ответили, что я не люблю людей, ведь они хотят причащать-ся, а я закрываю им дорогу к Богу. Поэтому я - душитель сво-боды, мечтаю вернуть сталинские порядки. Нельзя стеснять че-ловека условными формальностями. Если есть у него порыв, надо всячески облегчить этот путь, а не сдерживать. Подобная дема-гогия характерна для нынешней либеральной интеллигенции. Она всегда жила по законам двойной морали. Как писал кн.Вяземский еще сто пятьдесят лет назад: "Себе дается власть и сила - се-бя наверх, других под спуд". Вот себе позволяется делать, что угодно, говорить, что угодно, любые критерии выдвигать. Сво-бода признается только для себя.

Знать азы вероучения, правила церковной жизни, уставные тре-бования объявляется необязательным. Ведь критерий истины об-ретается в окаянном сердце и помраченном уме.

Еще один пример. Оживилась кампания по реабилитации Л.Толстого. Кто только не обвиняет Церковь в суровости и не-справедливости по отношению к великому писателю. Что может означать отмена решения Священного Синода? Только одно: при-знание учения Толстого православным. Но это - нелепость. Не-возможно черное называть белым, и наоборот. Почему эта неле-пость должна привести к всеобщему примирению - непонятно. Ну, давайте ради всеобщего примирения объявим, что на Северном полюсе пальмы растут. Глупо было бы. То же самое и с Толстым. И все же с каким-то непостижимым упрямством, вопреки всякой очевидности даже серьезные ученые заявляют, что Толстой - это и есть выражение Православия, и только косные богословы не желают этого понять. Дать бы себе труд изучить, что такое православное вероучение, да нет, зачем, не надо слушать ника-ких докторов богословия, надо сердца своего слушать. С таким же упорством отстаивается "православие" книги Даниила Андрее-ва "Роза мира".

А эти ревнители самочинного православия всегда стремились и будут стремиться к размыванию границ Церкви. Церковь для них не указ и не авторитет. Это началось давно, еще в начале XX века, во времена религиозных собраний, вдохновленных Мереж-ковским. Какова была истинная цель тех собраний? Говоря прямо - наставить Церковь на путь истинный. Церковь не так все де-лает и не туда, куда надо, идет. Интеллигенция лучше знает, надо наставить, подправить. На основе чего? Рациональных ин-теллигентских домыслов. Эта идея скоро обнаружилась, вдохно-вители были очень недовольны и продолжали собираться, но уже без участия представителей Церкви.

Надо понимать, что нужны ясные догматы, уставные требования. Представим, что отменили правила дорожного движения. Что нач-нется на наших дорогах?.. По сути, на это хотят обречь и пра-вославную жизнь. Пусть никто не обвинит меня, что я хочу до-рожное движение отожествить с Церковью. Но нашу церковную жизнь хотят уподобить этому хаотическому движению, без пра-вил, без руля и без ветрил.

Размытость церковных границ, к которой так стремятся наши интеллигенты, неизбежно приведет к полному смешению вер. К экуменизму, а затем к крайнему синкретизму. Можно сказать, что это уже становится религией для ревнителей самочиния в Православии. Необходимость Церкви просто отвергается. Доста-точно ведь одного сердца, а оно говорит, что все религии рав-ны. Многие твердят: Бог един, поэтому не все ли равно, в ка-ком храме молиться? Я слышал от одного человека, что в като-лическом костеле удобней, там есть скамейки, красиво звучит орган. Или в мечеть зайти, раз помолиться захотелось, а на пути мечеть оказалась. Если в религиозных исканиях руково-дствоваться такими потребительскими настроениями: где удобно, да что под руку подвернулось, тогда такую логику, конечно, не опровергнуть. Но надо истину искать, трудиться, а не потреби-телями быть.

Для всякого православного человека очевидно, что вне единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви спасение невозможно. Вне Церкви нет и полноты истины Христовой, полнота ее в Пра-вославии. А другие конфессии и, тем более, нехристианские ре-лигии - это в разной степени отступление от Бога. Поэтому не надо заигрывать с этими конфессиями и религиями, это опасно для души.

Святоотеческое наследие обширно. Среди творений святых Отцов есть такие, которые без должной подготовки и не понять, можно повредить себе. Но многие поучения глубочайших духовидцев об-ращены к нам, многогрешным. Они раскрывают то, что необходимо знать и понимать нам. Например, уже цитированные мной душепо-лезные поучения Аввы Дорофея. Но есть другие, обращенные к тем, кто достиг высокой степени духовного совершенства. Нет единого совета для всех, потому что каждый из нас по-разному возрастает о Господе и каждый из святых отцов обращается к определенному уровню понимания того или иного глубокого во-проса.

Радио "Радонеж", Москва