Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Азы православия

ИСПОВЕДЬ

Исповедь - главнейшая часть таинства Покаяния, возможность разорвать тяжкие вериги греха. Исповедь была известна христианам уже во времена апостолов, о чем свидетельствует книга Деяний апостольских: "Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои" (Деян. 18, 19). Но как часто бывает, - мы еще не приступили к исповеди, а душа наша слышит искушающие голоса: "Не отложить ли? Достаточно ли я приготовлен? Не слишком ли часто говею?" Сомнениям нужно дать твердый отпор.

Первым действием готовящегося к исповеди должно быть испытание сердца. Для этого и положены дни подготовки к таинству - говение. Обычно люди, неопытные в духовной жизни, не видят ни множественности своих грехов, ни их гнусности. Они говорят: "ничего особенного я не совершал", "у меня только мелкие грехи, как у всех", "не украл, не убивал", - так часто многие начинают исповедь. А самолюбие, неперенесение укоров, черствость, человекоугодие, слабость веры, отсутствие любви к ближнему, малодушие, духовная леность - разве это не важные грехи?

Есть еще одно вспомогательное средство, ведущее нас к познанию своих грехов, - чаще, и особенно перед исповедью, вспоминать то, в чем обычно обвиняют нас другие люди, бок о бок с нами живущие, наши близкие: очень часто их обвинения, укоры, нападки справедливы. Но даже если они и кажутся несправедливыми, надо принимать их с кротостью, без озлобления.

Но знать свои грехи, еще не значит - каяться в них. Разбираясь в нравственном состоянии своей души, надо постараться различать основные грехи от производных, симптомы от более глубоких причин. Поэтому перед исповедью необходимо просить прощение у всех, перед кем считаешь себя виновным, чтобы приступить к таинству с неотягощенной совестью.

Третий момент исповеди - словесное исповедание грехов. Не нужно ждать вопросов, надо самому сделать усилия; ведь исповедь - это подвиг и самопринуждение. Помните, Бог может коснуться вашего сердца и в течение самой исповеди: самоисповедование, наименование вслух ваших грехов, смягчит ваше сердце, утончит духовное зрение, обострит покаянное чувство. Ведь духовнику важно принести не список грехов, а покаяние, не детальный рассказ о своей жизни, а сокрушенное сердце. Не нужно стыдиться слез на исповеди, нужно дать им свободно литься, омывая наши скверны. Помните, священник не простой собеседник, а лишь свидетель таинственной беседы кающегося с Богом. "Се, чадо, Христос невидимо стоит…"

Многие задаются вопросом: - Как часто надо исповедоваться? - Исповедоваться надо возможно чаще, по крайней мере в каждый из четырех постов. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы промежутки между исповедями были наполнены духовной борьбой, усилиями, питаемыми плодами последнего говения и возбуждаемыми ожиданием приближающейся новой исповеди.

Исповедь - это второе Крещение. В покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости. Раскаяние - первая степень святости, а безчувственность - это пребывание вне святости, вне Бога. Знак совершенного покаяния - чувство легкости, чистоты, неизъяснимой радости, когда грех кажется так же труден и невозможен, как только что далека была эта радость. И даже если нет этого чувства облегчения, возрождения, надо иметь силы вернуться опять к исповеди, до конца освободить свою душу от нечистоты, слезами омыть ее от черноты и скверны. Но раскаяние наше не будет полным, если мы, каясь, не утвердимся внутренно в решимости не возвращаться к исповеданному греху. "Рассеянный ум мой собери, Господи, и оледеневшее сердце очисти, яко Петру, дай ми покаяние, яко мытарю - воздыхание и якоже блуднице - слезы". В пастырской практике бывали случаи, когда исповедь излечивала застарелые и тяжелые заболевания, против которых были бессильны обычные медицинские средства.

По окончании исповедания своих грехов, выслушав заключительную молитву, исповедник становится на колени, и священник, покрыв ему голову епитрахилью и возложив поверх нее руки, читает разрешительную молитву - она содержит тайносовершительную формулу таинства Покаяния. Затем священник осеняет голову исповедника крестным знамением. После этого исповедник встает и целует святой Крест и Евангелие. Если духовник считает невозможным немедленно отпустить грехи данного исповедника вследствие их тяжести или нераскаянности, то разрешительная молитва не читается и исповедник не допускается к Причастию.

Подготовила Ирина РУБЦОВА