Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Веди

НАСТАВЛЕНИЕ НОВОНАЧАЛЬНОМУ

Начинающему шествовать по пути веры предстоит опасность: вместо из-учения простых и необходимых ему правил и основ деятельной христиан-ской жизни - уклониться в высокоумие, начать изучать сложные духов-ные предметы, стараясь своим немощным рассудком постичь то, что рас-судком не познается; дерзнуть тонко исследовать Священное Писание, толковать таинственные пророчества. Ум наш болен и поврежден на-столько, что ему как раз нельзя давать свободу решать духовные во-просы; как раз простым, почти детским верующим оком надо принимать уже готовую, подробно разъясненную духовную науку, преподаваемую Церковью, святыми Отцами. Очень опасно самому, неочищенным разумом, не понимая еще самых основ веры, дерзать постичь корни тонких и глу-боких истин.

"Диавол часто влагает мысли высокие, тонкие и изумляющие, особенно тем, которые остроумны и скоры на высокоумничание. И они, увлекаясь удовольствием иметь и рассматривать такие помыслы, забывают блюсти чистоту своего сердца и внимать смиренному о себе мудрованию и ис-тинному само умерщвлению; таким образом, будучи опутываемы узами гор-дости и самомнения, делают себе идола из своего ума, а вследствие того мало-помалу, сами того не чувствуя, вдаются в помысел, что не имеют уже более нужды в совете и вразумлении других, так как привы-кли во всякой нужде прибегать к идолу собственного разумения и суж-дения". (Святитель Игнатий Брянчанинов "Невидимая брань", гл. 9)

А мы постоянно вдаемся в высокоумие. Удивительно то, что разум со-временных людей никак не желает удовлетвориться теми разъяснениями духовных истин, которые преподает православное учение, они кажутся многим чересчур странными и невозможными, зато легко принимаются та-кие измышления и выдумки, чуждые учению христианскому, которые поражают своей фантастической нелепостью и отсутствием всякого здравого смысла.

Свойство падшего разума таково, что он безумие почитает часто высо-чайшей мудростью, а истинную мудрость осмеивает. Потому - для хрис-тианина очень важно преобучить разум свой простоте и смиренномудрию. Так, духовные книги надо изучать только с той целью, чтоб воспользо-ваться этим знанием для души своей, чтоб согреть сердце и привести его в умиленное чувство, а не для того, чтоб этим знанием выказывать себя ученым перед людьми.

Очень опасно самому толковать Священное Писание, допытываться умом до понимания неясных мыслей в книгах святых Отцов - в таком случае демоны часто нашептывают нам искаженные понятия, и мы можем получить немалый вред, да и повредить другим. Все непонятное надо узнавать у тех, кто хорошо изучил святых Отцов, или же - читая толкования свя-тых. Надо заметить, что почти все ереси начались именно с неправиль-ного толкования Священного Писания. Начинающему христианину многие вопросы и не нужно понимать во всех тонкостях.

Еще важно уяснить то, что духовная мудрость открывается только че-рез опыт деятельной христианской жизни, познается по мере духовного роста, по мере очищения ума и сердца, а не от усилия рассудка, как в земных науках и мудрованиях. Поэтому надо чаще прибегать за научени-ем к святым Отцам, которые жизнью прошли этот путь, на деле испытали всю эту таинственную духовную науку.

Архимандрит ЛАЗАРЬ