Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
"Диавол часто влагает мысли высокие, тонкие и изумляющие, особенно тем, которые остроумны и скоры на высокоумничание. И они, увлекаясь удовольствием иметь и рассматривать такие помыслы, забывают блюсти чистоту своего сердца и внимать смиренному о себе мудрованию и ис-тинному само умерщвлению; таким образом, будучи опутываемы узами гор-дости и самомнения, делают себе идола из своего ума, а вследствие того мало-помалу, сами того не чувствуя, вдаются в помысел, что не имеют уже более нужды в совете и вразумлении других, так как привы-кли во всякой нужде прибегать к идолу собственного разумения и суж-дения". (Святитель Игнатий Брянчанинов "Невидимая брань", гл. 9)
А мы постоянно вдаемся в высокоумие. Удивительно то, что разум со-временных людей никак не желает удовлетвориться теми разъяснениями духовных истин, которые преподает православное учение, они кажутся многим чересчур странными и невозможными, зато легко принимаются та-кие измышления и выдумки, чуждые учению христианскому, которые поражают своей фантастической нелепостью и отсутствием всякого здравого смысла.
Свойство падшего разума таково, что он безумие почитает часто высо-чайшей мудростью, а истинную мудрость осмеивает. Потому - для хрис-тианина очень важно преобучить разум свой простоте и смиренномудрию. Так, духовные книги надо изучать только с той целью, чтоб воспользо-ваться этим знанием для души своей, чтоб согреть сердце и привести его в умиленное чувство, а не для того, чтоб этим знанием выказывать себя ученым перед людьми.
Очень опасно самому толковать Священное Писание, допытываться умом до понимания неясных мыслей в книгах святых Отцов - в таком случае демоны часто нашептывают нам искаженные понятия, и мы можем получить немалый вред, да и повредить другим. Все непонятное надо узнавать у тех, кто хорошо изучил святых Отцов, или же - читая толкования свя-тых. Надо заметить, что почти все ереси начались именно с неправиль-ного толкования Священного Писания. Начинающему христианину многие вопросы и не нужно понимать во всех тонкостях.
Еще важно уяснить то, что духовная мудрость открывается только че-рез опыт деятельной христианской жизни, познается по мере духовного роста, по мере очищения ума и сердца, а не от усилия рассудка, как в земных науках и мудрованиях. Поэтому надо чаще прибегать за научени-ем к святым Отцам, которые жизнью прошли этот путь, на деле испытали всю эту таинственную духовную науку.
Архимандрит ЛАЗАРЬ