Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Трамвайчик, привезший меня из города, погромыхал дальше, а я, повязав платок, ступила на землю монастыря. Здесь встретил меня иеромонах Игнатий (Кузин).
- Батюшка, в 1993 году Православной Церкви официально были переданы помещения монастыря, ранее занимаемые Ленинградской школой милиции. С чего началось возрождение пустыни?
- Переданы еще не все здания. Сейчас идет оформление бумаг, хотя распоряжение правительства о передаче всей пустыни Петербургской епархии было подписано в мае этого года.
Знаете, в далеком 1827 году, когда настоятелем монастыря стал архимандрит Игнатий (Брянчанинов) в пустыне тоже царило запустение: было только 15 насельников, постройки сильно обветшали. Свт.Игнатий начал восстановление монастыря с возрождения строгой уставной монашеской жизни, упорядочения богослужений, введения практически умного делания и ежедневной исповеди. И нам прежде всего нужно вычистить душевный храм человека.
- Но и стены монастырские требуют восстановления…
- Да, мы уже возродили к жизни придел св.Зинаиды в храме прп.Сергия Радонежского, где проходят богослужения. Идея храма была такова: 1 этаж - царство усопших, второй этаж - царство Небесное, царство Славы, у входа - кованые врата и надпись "Се врата Господни". Для восстановления необходимы фотографии, рисунки с видом этого храма. Их у нас нет… Нелегко приходится, но мы все стараемся делать своими силами, хотя они невелики - 15 монахов да 5 трудников. КГИОП (Комитет государственной исторической охраны памятников) помог только с ремонтом снаружи - оштукатурили, восстановили лепнину.
И мне вспомнилось, как настоятель пустыни Игнатий (Малышев † 1898), будучи еще простым монахом, ответил профессору Академии Художеств А.Ухтомскому на упрек, что монахи живут за чужой счет: "Вот у нас в обители будет перестраиваться соборный храм, денег нет, безпокоить никого не хотим, и без того укоряют монахов, называя их дармоедами. И я пишу иконостас, около 70 образов, безплатно, за святое послушание… русский человек скорее решится умереть, чем лишиться церкви и Святого причастия".
- Ленинградская школа милиции, оставляя помещения пустыни, еще больше разорила ее: были сняты двери, оконные рамы, увезен паркет, даже розетки и выключатели выдраны из стен. Бог им судья… Здесь творились дела пострашнее… До революции в Сергиевой пустыни было четыре часовни и 7 храмов, теперь осталось 3 храма. Остальные взорваны. Последним был взорван самый боголепный соборный храм Святой Троицы. В 1961 году правительством были выделены деньги на его реставрацию, а в 1962 году деньги таинственно исчезли, и храм предпочли взорвать…
Мы поднимаемся на второй этаж храма прп. Сергия Радонежского. Трудно представить, что еще совсем недавно здесь был кинотеатр и клуб; что там, где алтарь Божий - висел экран. А начальница клуба сидела на могиле Шишмаревых. Слава Богу, сохранился гранитный мозаичный пол, который планировал сам архим. Игнатий (Малышев), ползая по полу вместе с рабочими. А стены вновь покрылись росписями, которые сделали прихожане храма. И как 100 и 200 лет назад, православные жители Петербурга и окрестностей приходят поклониться святыням монастыря, среди которых - крест с частицами мощей Сергия Радонежского и список с иконы святого. Храм вмещает 2000 человек.
Батюшка рассказал, что во время освящения храма в 1859 году случилось чудо. В самом начале литургии неизвестно откуда - окна и двери храма были закрыты - влетел голубь. Он сел над Царскими вратами и просидел во все время богослужения. Служба закончилась, и никто не усмотрел, как и куда он улетел…
Батюшка ведет осматривать скотный двор, огород, теплицы. "Накануне 1917 года в монастыре жило более 100 монахов, обрабатывали 200 га земли, - рассказывает о.Игнатий. - Сейчас и 26 га не наберется. А ведь именно на опытных полях нашей обители до революции были выведены три новых сорта морозостойкой пшеницы… Из 200 плодовых деревьев, видите, осталось чуть более десятка, а на месте нынешнего огорода была мусорная свалка. А теперь полюбуйтесь - кабачки, перчик, тыквы, брюква, помидоры, огурцы в теплицах. В прошлом году помидор на 1,5 кг вырастили, первое место на сельскохозяйственной выставке заняли, и приз получили - огромный арбуз. Отдали его детям, тоже участникам выставки. А в этом году - тыквы-великанши уродились". Батюшка раздвигает широкие шершавые листья, мокрые от дождя, там в зеленой колыбели покоится желтобокая красавица. "Весной еще посадил виноград, сейчас покажу". Мы заходим в теплицу, я оглядываюсь в поисках винограда и замечаю единственную лозу в уголочке. Заметив разочарование на моем лице, батюшка предлагает: "Хотите попробовать?" Молча киваю, потому что не вижу ни одной грозди. Батюшка бережно отрывает молодой побег, делит пополам. Жует свою половинку: "Вкусно?" Пробую. И правда вкусно.
Спускаемся по тропинке к коровнику, нас приветствует петушиный крик и гусиное гоготанье. Телка Цветуля благодарно косит темно-вишневым глазом, хрупая свежее сено, которое батюшка щедро подкладывает в деревянные ясли. "Опять у Цветули не убрано", - ворчит батюшка, берясь за лопату, убирает навоз, сыплет кружевные белёсые стружки.
"Вот так и живем, трудимся, - улыбается батюшка. - Восстанавливаем потихоньку и храмы Божии, и хозяйство монастырское налаживаем. Но главное - вычистить, отстроить заново, освятить душевный храм человека".
Счастлив тот народ, у которого есть такие люди - исповедники Христовы, русские иноки.
Ирина РУБЦОВА