Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

О вере и спасении

ГИБЕЛЬНЫЕ УВЛЕЧЕНИЯ

"Все мы находимся в увлечениях", - на эти слова свт.Игнатия Брянчанинова, имевшие значение всегда, сегодня стоит обратить особенное внимание всем христианам и в особенности - монашествующим. Причина этому, как и многим другим духовным опасностям нашего времени - отсутствие опытных наставников.

Увлечениями в аскетической литературе называется отвлечение от правильного духовного пути, схождение с него. Оно начинается, когда ум подвижника захвачен, увлечен каким-нибудь предметом, занятием или человеком, вследствие чего постепенно возникает пристрастие. Пристрастие помрачает ум, незаметно уводит христианина с пути поиска и исполнения воли Божией, то есть, того единственно правильного занятия, которому должны быть преданы его ум и сердце. Правильные понятия подменяются превратными, цели и задачи становятся ложными, пути - кривыми.

Первые признаки увлечения проявляются в том, что ум рассеивается и не может свободно пребывать в молитве. На молитве отражается любое увлечение, даже незначительное. Только лишь человек встал на правило или взялся за четки, уму тотчас предстает предмет увлечения, захватывает, увлекает, отвлекает от молитвы, действует насильственно и властно, как некий тиран. Вместо внимания к богослужению и молитвенному правилу, ум наветуется помыслами. При всем желании он не в состоянии им противостоять, так как лишен силы, подобно Самсону, остриженному Далидой и сделавшемуся безпомощной жертвой врагов. По свойству рассеяния, виду и содержанию наветуемых помыслов при желании безошибочно определяется предмет увлечения. Покаянием и оставлением увлечения ум освобождается от его власти. Сила и привлекательность увлечения в том, что человек не желает признавать его таковым, не хочет каяться, считает увлечение безгрешным, допустимым, даже чем-то добрым и душеполезным.

Святитель Игнатий Брянчанинов так раскрывает природу увлечения: "К числу слабых средств (диавола), но действующих весьма сильно, принадлежат различные рукоделия и телесные труды, когда инок займется ими неумеренно и с пристрастием, а это случается сряду при занятиях самочинных, не по послушанию. При этих занятиях неприметно вкрадывается пристрастие к ним: сперва является к занятию особенное внимание и усердие; потом инок устремляет все силы души и тела к занятию, забывает, оставляет Бога".

Как и большинство зол, это зло чаще всего приходит под видом добра: "Змей старается представить иноку его занятие невинным, даже душеспасительным, общеполезным. По злохитрости змея начинают отовсюду раздаваться одобрения и похвалы иноку за его занятие; он заражается самомнением; душа его, не освещенная словом Божиим, объемлется мраком неведения и неразумия; он поступает в полное владение падшего духа. Когда душа оставит подвиг духовный или, что то же, будет исполнять его с нерадением, поверхностно и холодно, займется единственно или преимущественно, с пристрастием и увлечением, земными занятиями, тогда страсти, принадлежащие падшему естеству, свободно пребывают в сердце, ничем не тревожимые; они растут, ширятся, крепнут на просторе и свободе. Тогда инок пользуется обманчивым спокойствием, утешаясь самомнением и тщеславием, признавая это утешение благодатным: не борющиеся со страстями не растревоживают их, а если и растревожатся на короткое время страсти, то не привыкший к самовоззрению не обращает на это внимания и старается успокоить страсти каким-либо земным развлечением".

Диавол намеренно не употребляет более сильных средств в духовной брани: "Средства слабые действуют вернее. Они большею частью не примечаются, а и примеченные пренебрегаются по наружной ничтожности своей. Земные занятия, когда инок предается им с увлечением, способны и без явных грехов лишить его преуспеяния, опустошить его несчастную душу. Такая душа соделывается жилищем демонов, по свидетельству Евангелия. Когда сердце древа заразится тлением, тогда древо уничтожается постепенно и незаметно, между тем как наружность его в течение долгого времени продолжает сохранять благолепие, не выказывая живущей во внутренности и снедающей ее смерти".

То, что сказано выше об иноках, вполне относится и к любому христианину.

Увлечений великое множество. Они вытекают из характера, психологии, образования, воспитания, профессиональной деятельности; зависят от окружающей обстановки, жизненных обстоятельств, особенно же - от влияния лиц, с которыми человек общяется, вольном или невольном. Увлечения бывают двоякого рода: одни уводят во внутреннюю псевдодуховную жизнь, другие - во внешнюю, но и те, и другие отклоняют от правильного пути. Всегда в основе увлечения - страсти, родоначальник которых - диавол. "Всякая неупорядоченная душа сама в себе несет свое наказание", - сказали Отцы, и можно с уверенностью сказать, что древо нашего креста растет из земли нашего сердца.

Среди многочисленных увлечений частного порядка нередко встречаются такие, которые присущи не только одному человеку, но целому обществу, например приходу, или даже епархии, или такие, которые определяются характером переживаемого времени. Такие увлечения заметить труднее, в силу того, что ими увлечены не отдельные люди, а многие. О том, как трудно отличить такие общие увлечения, повествует пророчество преподобного Антония Великого. Находясь в Духе, святой сказал: "Настанет некогда время, когда человеки вознедугуют. Увидев неподверженного общей болезни, они восстанут на него, говоря: "Ты по преимуществу находишься в недуге, потому что не подобен нам". Все ереси и лжеучения, в которые впадали порой целые Поместные Церкви начинались не иначе, как с увлечения.

Характер современной духовной жизни в Русской Православной Церкви во многом определяется тем, что она в большинстве своем состоит из неофитов. Неофитству свойственны различные увлечения. Сегодня неофиты объединяются в различные православные общества, братства, создают приходы, даже открывают монастыри. Если в таком приходе или монастыре найдется рассудительный, опытный пастырь, он, конечно, попытается с Божией помощью удержать пасомых от увлечений. Беда в том, что такой пастырь не всегда находится. Наоборот, пастырями или игуменьями становятся те же неофиты, как правило, не понимающие своего неофитства. Не имея достаточного смирения, безрассудно дерзая повторить дела преподобных отцов, именуя себя настоятелями, настоятельницами и духовниками, такие пастыри неизбежно вдаются в увлечения сами и увлекают за собой паству.

По этой причине современная Церковь страдает от многочисленных неофитских увлечений. Это закономерно, и со временем они будут обнаружены и изжиты. Но пока это время не пришло, увлечения принесут еще много соблазнов и вреда поддавшимся их влиянию, а также тем, кто еще не вошел в ограду Церкви. Об этом нужно помнить и с этим считаться.

ВЫ ОБХОДИТЕ МОРЕ И СУШУ, ДАБЫ ОБРАТИТЬ ХОТЯ ОДНОГО

Одно из увлечений, принявшее массовый характер, присущее почти всем без исключения, увлечение, которое получает всяческую поддержку со стороны светских властей, а в церковной среде считается особой добродетелью, увлечение, на которое тратятся немалые средства и силы - увлечение миссионерством.

Не может человек принимать на себя ничего, если не будет дано ему свыше (Ин.3;27). Увлечение миссионерством - попытка самочинно взять на себя то, что дается только свыше, дается только избранным, Богом испытанным и искушенным в горниле многих страданий и всяческих бедствий. Увлекающиеся вряд ли услышат нас, но именно к ним относится увещание великого Отца Церкви VI века преподобного Иоанна Лествичника: "Когда мы, на год или на несколько лет удалившись от своих родных, приобретем малое некоторое благоговение или умиление, или воздержание, тогда суетные помыслы, приступив, побуждают нас опять идти в отечество, для назидания, - говорят, - и примера и пользы многих, видевших некогда наши беззаконные дела. А если мы еще богаты даром слова и имеем сколько-нибудь духовного разума, тогда уже - как спасителям душ и учителям советуют они нам возвратиться в мир, с тем, чтобы мы благополучно собранное в пристанище бедственно расточили в пучине". Все древние отцы-аскеты согласны в этом с преподобным Иоанном.

Если мы рассмотрим писания Отцов, особенно патерики и аскетические творения, увидим, как требовательно подходили Отцы к учительству в Церкви, помня заповедь апостола: Не многие делайтесь учителями (Иак.3;1). Даже достойнейшие из них уклонялись от чести учительства. Хорошо осознавая опасность учительства для аскетической жизни, т.е. для спасения души, они смиренно почитали себя неготовыми и недостойными этого звания.

Далеко не каждый священник способен заниматься миссионерской деятельностью, далеко не для каждого есть Божия воля на подобные занятия. Только тогда до1лжно приступать к великому делу благовествования Евангелия, когда пастырь или катехизатор убежден, что на это есть Божие благословение. Это относится и к выбору форм миссионерской и катехизаторской работы. Одна из духовных опасностей заключается в том, что пастырь начинает заниматься всеми видами этой работы сразу и без разбора, то есть, самочинно. Должно постепенно приступать к делу проповеди и организации миссионерских и благотворительных структур, чтобы не рассеиваться излишней деятельностью, не впасть в бесплодную суету, потеряв единое на потребу - молитвенное предстояние Господу в своем сердце. Любая самочинная деятельность в деле проповеди может закончиться в лучшем случае некоторым увлечением, потерей времени, сил и средств, а может иметь и весьма тяжкие последствия, связанные с потерей священного сана и даже погибелью души.

Несомненно, миссией заниматься необходимо, но это должны делать специально поставленные на это люди.

ЕСЛИ СЛЕПОЙ ПОВЕДЕТ СЛЕПОГО

Одно из наиболее распространенных увлечений, которое чаще всего встречает монашествующего - а особенно священноинока - на его духовном пути, называется лжестарчеством. Оно достаточно известно и подробно описано. Тем не менее, почти все в той или иной мере не чужды его. Наиболее распространено оно среди молодых священников, как иеромонахов, так и иереев. Если среди молодых пастырей причины этого явления понятны и несколько извинительны, то тем более печально видеть в этом увлечении убеленных сединой протоиереев и архимандритов. Единицы сохраняются от него.

Как бы человек не хранил себя и не был бы начитан в святых Отцах, он все равно незаметно увлекается. Не будем обольщаться: чем раньше мы увидим в себе пагубные признаки "старчества", тем успешнее сможем ему противостоять и освободиться от него. В основе лжестарчества лежат: гордость, превозношение над другими пастырями, презорство по отношению к ним и уничижение их духовных советов, сознание некоей своей исключительности, опытности и духовности, придание особенного значения своему аскетическому подвигу. "Старцам" свойственно признание за собой рассуждения и других духовных дарований, чуть ли не прозорливости; свойственно писание духовных книг.

В основе лжестарчества, как и в основе других увлечений, направленных на внешнюю деятельность, проявляется недостаток внутренней аскетической деятельности, то есть, молитвенной жизни. Пастырь не удовлетворяется келейными занятиями, молитвой, отеческим чтением, даже богословием. Недостаток или неполноценность этих занятий порождает уныние. Ему скучно. Недостаток богообщения, то есть, того единственного, чем должен жить инок, он стремится восполнить общением с человеками. Поскольку это общение преждевременно, совершается без Божьего благословения, оно и не духовно, поэтому, в лучшем случае, не приносит пользы ни пастырю, ни пасомым, а если это не будет вовремя замечено и прекращено, принесет великий вред и может довести до падения.

Звание магистра богословия еще не делает человека причастником благодатного дара богословия, и его рассуждения вряд ли можно называть богословием в том смысле, как его понимали святые Отцы, называвшие его самым полезным даром. Также и сам по себе священный сан еще не дает права заниматься окормлением духовных чад, отчитывать бесноватых, пророчествовать. Даже святая обязанность священника - проповедь слова Божия - должна исполняться согласно воле Божией. То есть, Бог должен говорить через человека, в человеке, а не человек своим умом рассуждать о Боге. Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему свыше (Ин.3;27). Только то можно назвать духовным общением, что бывает от Бога. Пастырю должно заниматься не поиском духовных чад и вообще как-либо стремиться привлечь их к себе, а терпеливо пребывать в молитве и служении, пока Господь Сам не благоволит привести к нему душу, жаждущую услышать слово Божие.

"Старцы" требуют во всем послушания себе, считая все свои советы непогрешимыми, а все свои изречения - исполненными благодати. Они забывают, что Православие осудило католический догмат папства, а вместе с ним - непогрешимость какого бы то ни было человека в его суждениях. Единственно возможным образом послушания в наше время святитель Игнатий Брянчанинов назвал "руководство святоотеческими писаниями при совете единодушного брата". Любой современный духовник, как бы он ни был духовно опытен и почитаем, если даже имеет славу старца, - всего лишь "единодушный брат", и должно помнить, что любой его совет, по слову святителя, не обязателен к исполнению. Поэтому духовник никоим образом не должен настаивать на его исполнении.

Часто бывает, что самый мудрый и блестящий совет делают безсмысленным обстоятельства. И тот, кто, не исполняя его, на первый взгляд согрешает непослушанием, на самом деле исполняет волю Божию. Поэтому судить нужно по плодам, а не по намерениям, так как окончательно ясной воля Божия по большей части становится при конце дела.

КАК УВРАЧЕВАТЬ УВЛЕЧЕНИЕ

Врачевством от увлечений разного рода является постоянный поиск воли Божией, для чего необходим подвиг послушания, внутрьпребывание, трезвение. Подвиг послушания заключается, прежде всего, в послушании духовному отцу, когда без совета с ним и его благословения ничего не предпринимают, ни малого, ни большого. Получив же совет, обязательно стараются его исполнить, при изменившихся обстоятельствах - переспрашивают. Трезвение есть постоянное наблюдение за собой: своими мыслями, переживаниями, чувствами, намерениями, словами, поступками; сравнение их с Евангелием. Такое самонаблюдение полноценно возможно лишь при занятиях непрестанной молитвой Иисусовой. Внутрьпребывание заключается в постоянном стремлении жить внутренней жизнью, в непрестанном бегстве от мира, предпочтении занятий мирских занятиям духовным. Этот аскетический термин часто употребляет свт.Феофан Затворник. Если же человек осознал, что, к сожалению, уже находится в плену, нужно решительное противодействие - уклонение от дел по увлечению, молитва и исповедь.

Священноинок, г.Москва