Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

В храме

КАМЕШЕК, О КОТОРЫЙ СПОТКНУТСЯ

В воскресенье утром в нашу церковь не войти: столько народу. Люди идут и идут, и встают друг за другом - до самых дверей.

Вот бы наш храм - в два раза увеличить!

Но я сейчас о другом. Пусть все эти неудобства, пусть мне к столику с «запивкой» не протолкнуть ребенка, как я рада, что сегодня столько людей пришло сюда! Молодежь, мужчины, семьи с детьми... Как бы я хотела, чтобы все - от мала до велика, дворники и бизнесмены, политики и поэты - шли в воскресенье, шли все в одно место. Может, наступит для нашей страны такое время?

Но мы, мы должны активно участвовать в этом. Ведь как бывает: человек впервые переступил порог церкви, и что он видит? Его молча обольют холодным презрением: он же не НАШ, он не знает, куда свечку поставить, и вообще опоздал. Никак не понять, что человек сюда пришёл Божиим промыслом. И не нам судить - что он делает и как…

Жил в некоем монастыре нерадивый монах: он часто опаздывал к службе, огорчал этим братию и вынуждал гневаться игумена. И вот этот монах заболел, болезнь усиливалась, и он уже приближался к смерти. Огорчены были братья, что погибнет душа несчастного. Но что они видят: этот монах умирал смертью праведника. «Какое утешение получил ты?» - спросили братия, когда он немного очнулся. Умирающий, собрав последние силы, отвечал: «Я услышал голос с неба: «Не судите, да не судимы будете! Этот монах не осудил никого, и Я прощаю его!» Братия, вы осуждали меня и осуждали справедливо, а я, грешный, не судил никого».

Вот такой урок… У любого человека своя жизнь, свои пути. Кто-то с рождения рос в православной семье, с молоком матери впитал все церковные традиции. А кто-то всю жизнь шёл к вере, крестился на старости лет… Не знаем ведь - кто как перед Господом станет, а фыркаем. Не ходим по улицам, не агитируем, так давайте хоть пришедшего в храм окружим доверием, вниманием, возьмём его в ладони и подышим на них - чтобы отогрелся. И пришел снова.

Существует такое мнение: когда надо будет Господу, тогда и приведет человека. И без нашей помощи. А что свечница резко ответит или толкнёт кто - ничего, если вера крепка, придет опять. А это, мол, дьявол искушает. Но вспомним, что апостола Павла, в чьей судьбе участие Господа трудно оспорить, за руку привели в Дамаск, и понадобился-таки человек по имени Анания, чтобы взять Павла за руку и открыть ему глаза.

Самое распространённое чувство сейчас, по-моему, среди верующих - это праведный гнев. Перечитываю заповеди: где сказано - возлюби ближнего своего, но только того, кто крепко уверовал и с тобой в церкви рядом стоит? Где написано: обличи гневно брата твоего, если он ещё не пришёл к Богу, и отойди от него? Мы же от всех невоцерковленных знакомых отходим, хорошо если молча. Нас ночью разбуди, мы скажем: потому что этот такой-то, а этот такой-то. Не сделав ни одного усилия - осудили в душе и отошли: так проще.

А как мы к родственникам относимся? Мы говорим: «Да они в Бога не веруют, у меня нет с ними ничего общего». Тем более мы должны заботиться о них, чтобы примером своей любви, примером добрых, доброжелательных отношений к ним возбудить их интерес к христианству. Мы же, наоборот, отгораживаемся от них, бежим от них, как от прокаженных. Вот какие мы недобрые христиане!» (Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), «Опыт построения исповеди»)

«Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; впрочем не мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего… Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог» (1-е Кор. 5, 9-13).

Я хочу любить их - своих «внешних», потому что Господь их любит. И ждёт, что они придут к Нему. Как же мне в это не верить? Великая радость - течением ли жизни своей, словом ли, книгой ли, молитвой ли послужить хотя бы не тропочкой, а камешком, о который споткнутся, поднимут глаза и увидят - тропочку.

Анна ЕРШОВА