Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

МИРА НЕ ОСТАВИЛА ЕСИ

Протоиерей Иоанн Миронов, духовник газеты

В Гефсиманской веси

Что соединяет нас с Богом? Молитва. Как молилась Царица Небесная? Она уходила на те места, где последние минуты проводил Ее Божественный Сын - в Гефсиманский сад… Уже заходит солнце. Она молится. Ее посещает архангел Гавриил с вестью о скором Ее исходе и встрече с Господом на небесах… Так и наша душа должна всегда быть на тех местах, где пострадал наш Господь, как мироносицы шествовать за Его страданиями, которые оплакивала Его Матерь Божия.

Сколько приходится матерям страдать за детей своих. Монашествующие молятся за весь мир, а родители за своих детей, так много потерявших в безбожное время. Будем учиться у ног Царицы Небесной смирению, кротости и воздержанию. Матерь Божия научит каждого из нас. Смирением низвела Она на землю Сына Человеческого, и дала нам отраду, покой и утешение, и благодать, и радость. Я стремлюсь к тому чертогу, где Иисус Сладчайший мой…

Всем нам потребно, чтобы и в нашей памяти было всегда Сладчайшее имя нашего Господа Иисуса Христа. Чтобы вы всегда были в любви Христовой и крепким союзом связаны с Ним.

Посещая святые места, мы чувствовали присутствие Матери Божией. В Гефсиманской веси, где была погребена Богородица, сотни лампад горят над Ее могилой, тысячи паломников со всего света стекаются сюда и приветствуют Матерь Божию. Благоуханными цветами чудно убрано Ее ложе. Здесь чувствуешь себя под Ее покровом. Как-то необычайно легко на душе в этом святом месте.

Она всегда рядом с нами, не дает ослабевать нашему духу, скорбному часто от грехов наших. Не случайно, что празднику Успения Божией Матери предшествует пост, ибо только молитвой и постом изгоняется из нас дух злобы и нечестия, мучающий наш народ. Не ослабевает духовная брань. И в своей духовной жизни мы должны понуждать себя на доброе и благое, что всегда трудно. Но в помощь нам всегда Заступница наша Царица Небесная и Владычица.

Иеродиакон Игнатий (Цехмистренко), благочинный подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря

Третий удел Божией Матери

Я учился в Киевской Духовной семинарии, которая расположена в Киево-Печерской лавре, где четыре года пел в братском хоре. Такой торжественной службы, как в лавре на престольный праздник - Успения Божией Матери, я еще нигде не видел. Песнопения, которые составлены в честь Успения Божией Матери, поражают умилительностью, величием и непревзойденной красотой. Благозвучие и молитвенная настроенность киевских распевов вводит в это церковное событие, и ты начинаешь сопереживать этот праздник, становясь участником Успения и погребения Божией Матери.

Лаврское пение словно возносит от земли на небеси. Архимандрит Поликарп, уставщик и главный регент Киево-Печерской лавры, который здесь с младых ногтей, с тех пор, как лавра вновь открылась, своим удивительным тенором умиляет сердца прихожан и паломников-богомольцев. Кто слышал лаврские напевы - величественные, громогласные - никогда не забудет их. Ведь «украинска мова», по мнению специалистов, стоит по мелодичности на втором месте после итальянского языка. И, конечно, сама природа - мягкая, нежная, оказывает свое благотворное воздействие на голосовые способности человека.

У греков на Афоне есть чудный распев слов ти-ре-рем. По Преданию, Сама Божия Матерь напевала эту мелодию Младенцу-Иисусу, когда укачивала Его. Греки распевают эти слова очень долго и длинно, особенно в праздничные службы. И лаврский напев, получив свое начало со времени возникновения обители, был основан на старогреческом распеве, но со временем изменился под влиянием южнославянского и киевского знаменного распева.

В прошлом году на престольный праздник возобновились службы в Успенском храме лавры, разрушенном в годы войны. Место храму указала Сама Божия Матерь и привела греческих зодчих. Эта святыня вселенского Православия. Она покоится на древних пещерах, из которых еще никто не выходил таким, каким заходил. Ведь земля эта - третий удел Божией Матери. И молитвенное предстательство преподобных отцов ощущается каждым.

Иерей Евгений Струговщиков, священник храма Благовещения Пресвятой Богородицы

Царица Неба и земли

Праздник Успения связан со смертью, но в нем живет радость, потому что в этот день Богородица встречается со Христом. Вспоминаются слова апостола Павла: «Хочу освободиться и быть со Христом». О радости события свидетельствует и икона, на которой мы видим Богородицу, возлежащую на одре, апостолов, окружающих ее смертное ложе, и Господа Иисуса Христа, Который держит спеленутую душу родившейся в вечность Его Матери, Которую Он вознесет на небеса.

Этот праздник имеет отношение ко всем нам, потому что это не только сорадование с Богородицей Ее встрече с Божественным Сыном, но и наше знание о том, что Богородица является нашей Заступницей.

Смысл почитания Богородицы, заложенный в православной традиции, раскрывается в празднике Успения. Ее, рожденную отцом и матерью, мы называем Царицей неба и земли за Ее попечение о нас в молитвах неусыпающую, чтобы мы были избавлены от смерти и вошли в вечность, принятые, как и Она, Самим Господом.

Нина Саблина, преподаватель СПб консерватории

Земля даде плод свой

Что означает для души человеческой праздник Успения Божией Матери, я узнала в то время, когда в храм мы ходили тайком. Это было на Сахалине. Не имея книг, мы черпали знания друг от друга, больше полагаясь на ту красоту, которую чувствовало наше сердце. Помню, как мне открылось, что этот праздник радостный. Ведь даже тот человек был прощен Божией Матерью, который хотел перевернуть Ее одр, а Ангел-Господень отсек ему руки.

Богородица хотела, чтобы в Ее день соединения с Господом, со Христом, все радовались. Моего сознания тогда впервые коснулось христианское понимание тайны смерти, ведь язычники переживают эту тему чрезвычайно болезненно, у них за гробом нет ничего, а нас ожидает встреча со Христом. Тогда стали понятны слова апостола: «Мне бо еже жити, Христос, и еже умрети, приобретение есть» (Фил.1,21) - ибо для меня жизнь Христос, и смерть приобретение.

О благочестивом человеке говорят, что не умер, а он успел. Для святых людей успение есть новое рождение, а смерти нет. Запах яблок, запах плодов, обычный в это время, напоминает о том, что и Матерь Божия как спелый плод отошла ко Господу. Поэтому мы переживаем христианское веселье и умиротворение, когда смотрим на спелые плоды. «Земля даде плод свой» - это пророчество царя Давида в 66 псалме о Богородице, соединившей нас с небом, ставшей Мати сущи Живота.

Помню, как впервые увидела мироточение иконы. Это был образ Успения Божией Матери. Небольшая, потемневшая деревянная икона, где были изображены апостолы, летящие по воздуху, и луч света, в котором лицо Божией Матери спускается с неба. Мы стали молиться перед ней и петь песнопения, какие знали, и вдруг капельки мира появились в одном уголке иконы, потом в другом.

Икону привезла одна христианка, Мария. Оказалось, что этот образ в советское время был спрятан под иконой свт.Николая. Она стала разбирать киот и нашла Богородичную икону. С тех пор стала с ней путешествовать, показывая святыню православным во укреплению их душ.

Ольга Сокурова, преподаватель СПб Госуниверситета

Богородичная Пасха Россия

Сама наша природа на Успение тоже празднует: золотом одетой земли, чистой лазурью прозрачных небес, благоуханным осенним хладом. Всюду разлит тихий умиротворенный свет. Смирение, глубочайшая мудрость и несказанная тишина собраны в этом празднике. Россия - делательница одиннадцатого часа мировой истории, с ней связано некое последнее слово миру. И это слово исходит из тишины Успенского праздника, Успенского торжества.

На этот праздник часто приходилось бывать в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. В этот день чудотворная икона Успения Божией Матери торжественно крестным ходом обносится вокруг монастыря. Стекается несказанное множество народу. Приходилось участвовать в создании цветочной дорожки от Михайловского собора к Успенскому - очень трогательной, всякий раз она выходит по-новому. Возженные свечи, благоухание цветов, покойная радость и светлая печаль соединились в этом празднике.

Во успении мира не оставила еси, Богородице. Может быть, это главное, что мы знаем: Она ушла от нас, но стала еще ближе. А Россия - это Дом Пресвятой Богородицы. Только на Ее материнскую помощь, на Ее защиту и покров вся наша надежда. Этот праздник - настоящая Богородичная Пасха. Потому что это не смерть, это успение. Дивный, прекрасный, чистый сон, переход из временного бытия в вечность, который так искала, о котором так молилась Матерь Божия, поскольку Она, конечно, скорбела, тосковала по Своему Божественному Сыну, мечтала о встрече с Ним. И также как в свое время архангел Гавриил принес Ей радостную весть - благовестие о Рождестве Ее Сына, точно так же он принес Ей долгожданную весть о том, что Она вскоре встретится с Ним в нетленном Царствии Небесном.

Точно так же о Царствии Небесном тоскует и Святая Русь. Она не может удовлетвориться ничем земным, и ничто земное не может поймать ее сердце, которое принадлежит Христу. Она и тоскует, взыскует Его Царствия. Поэтому праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы является неким духовным венцом, духовным центром нашей православной русской судьбы. Думается, в этом и есть смысл этого праздника, его высшее назначение.