Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Иван ИЛЬИН († 1954)

АКСИОМЫ

Человеку в его земной жизни дано одухотворяться, но не дано стать чистым духом; ему дано совершенствоваться, но не стать совершенным; ему дано приобщаться божественному свету и Божией воле, но ему не дано стать ни «человеко-богом», ни «бого-человеком», ни тем более Богом. Оставаясь человеком, никто из нас не имеет оснований посягать на Божий свойства и достоин-ства. Первый признак религиозной зрелости человека состоит в самосознании, в смирении и в отпадении посяганий.

Чем глубже и богаче религиозный опыт человека, тем более он свободен от всякого «горделиво-чувствия» и «велико-мыслия». С углублением и обогащением религиозного опыта возрастает в че-ловеке и зоркость духовного ока, т.е. его способность пред-метно воспринимать Божеское как Божеское, и человеческое как человеческое, с тем, чтобы никогда не находить верную меру для Божеского, но всегда находить верную меру для человече-ского, и уже в силу этого никогда не смешивать и не отожеств-лять их.

Именно на этом пути преодолевается один из главных соблазнов человеческого религиозного опыта, состоящий в сведении боже-ственного Предмета со всем Его неизреченным богатством и со-вершенством к содержаниям слишком человеческого опыта или да-же прямо к состояниям человеческого существа.

Человек пытается как бы «протянуть руки» к Богу и схватывает нередко свои собственные состояния и переживания, воображая, будто он воспринял нечто от божественного Предмета.

Поначалу соблазн возникает из честной ошибки, из духовной безпомощности и подслеповатости. А так как этой немощи в лю-дях конца и края нет, то соблазн этот является в высшей степени распространенным через всю историю религий. Люди вообра-жают, что они вступают или уже вступили в единение с Богом, тогда как на самом деле они не выходят из круга своих собст-венных содержаний и состояний.

А между тем, религиозная мудрость начинается с искренней го-товности поставить перед лицом Божиим вопрос о своей возмож-ной безпомощности или о собственном недосягании.

Это мудрая способность - не забывать религиозного Предмета из-за веруемого содержания, и эта мудрая готовность - при всяком исповедном затруднении или сомнении взывать к высочай-шему и совершеннейшему Первоисточнику истины и единения, со-ставляет то, что следует назвать религиозным трезвением.