Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Чем глубже и богаче религиозный опыт человека, тем более он свободен от всякого «горделиво-чувствия» и «велико-мыслия». С углублением и обогащением религиозного опыта возрастает в че-ловеке и зоркость духовного ока, т.е. его способность пред-метно воспринимать Божеское как Божеское, и человеческое как человеческое, с тем, чтобы никогда не находить верную меру для Божеского, но всегда находить верную меру для человече-ского, и уже в силу этого никогда не смешивать и не отожеств-лять их.
Именно на этом пути преодолевается один из главных соблазнов человеческого религиозного опыта, состоящий в сведении боже-ственного Предмета со всем Его неизреченным богатством и со-вершенством к содержаниям слишком человеческого опыта или да-же прямо к состояниям человеческого существа.
Человек пытается как бы «протянуть руки» к Богу и схватывает нередко свои собственные состояния и переживания, воображая, будто он воспринял нечто от божественного Предмета.
Поначалу соблазн возникает из честной ошибки, из духовной безпомощности и подслеповатости. А так как этой немощи в лю-дях конца и края нет, то соблазн этот является в высшей степени распространенным через всю историю религий. Люди вообра-жают, что они вступают или уже вступили в единение с Богом, тогда как на самом деле они не выходят из круга своих собст-венных содержаний и состояний.
А между тем, религиозная мудрость начинается с искренней го-товности поставить перед лицом Божиим вопрос о своей возмож-ной безпомощности или о собственном недосягании.
Это мудрая способность - не забывать религиозного Предмета из-за веруемого содержания, и эта мудрая готовность - при всяком исповедном затруднении или сомнении взывать к высочай-шему и совершеннейшему Первоисточнику истины и единения, со-ставляет то, что следует назвать религиозным трезвением.