Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ГОТОВЫ ЛИ МЫ К СВОБОДЕ?

Размышления над итогами Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года

В 90-х годах XX века Русская Православная Церковь получила свободу. Несмотря на то, что хулителей ее предостаточно, никто больше не стесняет нас в действиях. Церковь может свободно проповедовать, издавать любую литературу, открыто выступать, организовывать свои СМИ, заниматься благотворительной деятельностью, строить храмы, возрождать монастыри, создавать братства, сестричества, молодежные движения. Никто больше не преследует за веру в Бога. Должно признать, что такие возможности Церковь получила во многом благодаря отделению ее от государства. Даже в условиях Православного Самодержавия полной свободы Церковь не имела, так что не могла даже восстановить Патриаршество.

Новые условия породили новые формы жизни Церкви. Но эти формы принесли с собой и некоторые крайности. Иногда они возникают оттого, что бездумно используется опыт миссионерской, социальной, благотворительной деятельности западных конфессий, не всегда приемлемый в Православной Церкви. А ведь наша Церковь имеет свой богатый, но пока недостаточно востребованный опыт решения многих вопросов современности.

Перемены, начавшиеся в России, совершаются столь бурно, что в некоторых отношениях Православная Церковь оказалась не готовой к ним. Пока не прозвучали ответы на многие важнейшие вопросы, требующие соборного решения, хотя последний Архиерейский Собор 2000 года и постановил провести анализ острых проблем современности. Некоторые же ответы хотя и даны, но порой в половинчатом или недосказанном виде.

За восемьдесят лет в Церкви накопилось много внутренних проблем. Первоочередная задача в настоящее время - восстановление соборности, духовного единства епископата и церковного народа. Решения часто принимаются болезненно, не всегда бывают единогласны. Многочисленные вопросы, обращенные к Церкви извне, не получают ответов. Как сказал о.Андрей Кураев: «Мы старательно делаем вид, что все еще живем в XIX веке».

Некоторые формы жизни и деятельности нашей Церкви остались как некое наследие брежневских времен. Святейший Патриарх Алексий II однажды с сожалением сказал, что, несмотря на изменившиеся времена, многие священники старшего поколения живут по-старому, ничего не желая менять, хотя это можно было сделать. Придется терпеливо ждать, потому что в одночасье всего изменить нельзя. Церкви не присущи революции.

† † †

Многие трудности церковной жизни тянутся еще со времен дореволюционных: «Петровские реформы и последовавший за ними двухсотлетний синодальный период лишили Церковь Русскую не только Патриаршества, но и заставили многих забыть, что такое соборность, - написал епископ Новосибирский Сергий (Соколов; † 2000), - на Церковь светское общество стало смотреть как на одну из государственных структур. И если интересы Церкви и государства не совпадали, то Синод послушно выполнял волю цареву».

Но не только государственная власть в тот период уничтожала всякую живую мысль в Церкви. Преуспевала в этом, к сожалению, и сама церковная иерархия, воспитанная государством в определенном духе, и при назначении своем проходившая проверку на лояльность. (Этот прием впоследствии использовала советская власть). Церковная иерархия тех времен, за исключением достойных ее представителей, сама способствовала разложению Церкви, уничтожению ее соборного духа, превращению ее в некое бюрократическое учреждение во главе с «чиновниками в рясах», по меткому выражению свт. Игнатия (Брянчанинова). Да и сам святитель с его аскетическими воззрениями оказался непонятым, нежелательным, не вписывался в современную ему церковную жизнь. Безценные творения свт.Игнатия были запрещены. Как свидетельствовал он сам, причиной этого неприятия было его направление, заключавшееся в точном следовании учению святых Отцов.

Кровавая большевистская революция была наказанием Божиим в том числе и за отступление Церкви от своего предназначения - оставаться Святой Соборной Апостольской Церковью «право правящей слово Истины». Так дальше продолжаться не могло. Когда Церковь потеряла свободу, подчинившись государству не только административно, но и духовно, она могла постепенно окончательно изменить Истине, и сделаться подобно Римо-католической курии - земным государством.

Говорить ли о безбожной коммунистической власти, которая поставила своей целью окончательно истребить Церковь и «показать по телевизору последнего попа»?… Конечно, жизнь Церкви в православном самодержавном государстве несравнимо отличалась от существования ее под властью большевиков и коммунистов.

† † †

За четыреста лет мы, православные, разучились рассуждать, приняли мировоззрение чеховского «человека в футляре». Утрачено понимание послушания как пути к стяжанию рассуждения: «От послушания рождается смирение, от смирения - рассуждение» («Лествица»). Ныне распространено понимание послушания как безусловного повиновения вышестоящим, в духе римо-католического папизма. И, как следствие, утрачена способность брать на себя ответственность за свои поступки и слова. Великая разница между послушанием Богу через человеков, и послушанием собственно человекам. Православная Церковь, осудив папизм как монополию на истину одного человека, при том «безгрешного», осудила вместе с тем и саму идею послушания в духе папизма. Вместо «безгрешного» папизма в Православной Церкви - соборность - как право всех и каждого на познание Истины.

† † †

Русская Церковь выстояла, живет и возрождается. Несмотря на все нестроения, это наша мать-Церковь! И мы несомненно верим, что Божией милостью она воскреснет во всей своей Богозданной красоте. При этом мы считаем, что любые проблемы могут и должны обсуждаться открыто, так как это всегда было свойственно Православию от древних времен до синодального периода. В этом - одно из проявлений соборности.

«За год до Собора 2000 года во все епархии нашей Церкви была разослана анкета с просьбой обозначить актуальные вопросы церковной жизни, предварительно обсудив их на приходах. Увы, ответы пришли лишь от двадцати епархий, в то время как их сегодня более сотни. Такой пассивности комиссия не ожидала. Мне известно, как активно обсуждались поднятые проблемы в нашей Новосибирской епархии. Но оказалось, что это лишь приятное исключение. Духовная пассивность и безразличие - вот наша современная проблема», - писал епископ Сергий (Соколов).

К сожалению, даже Постановления Архиерейских Соборов во многом остаются на бумаге. Но и сами решения иногда оторваны от жизни, носят теоретический, отвлеченный характер. За исключением отдельных епархий, все доброе, что делается в нашей Церкви, делается на приходах, стараниями отдельных пастырей и мирян.

Возможно, кому-то наши суждения могут показаться несколько резкими. Видит Бог, мы не хотим этого. Не желаем ни в коей мере быть хулителями Церкви, уподобляясь оппозиционным изданиям, например, душеновской «Руси Православной». Рабу Божию Константину, который, наверное, искренне считает, что борется за чистоту Православия, хочется напомнить слова великого русского православного мирянина А.С.Пушкина: «Правда без любви не есть правда».

Мы решились честно и спокойно поразмышлять о некоторых недостатках современной церковной жизни и, может быть, подумать о некоторых путях их уврачевания.

Нынче Церкви задают вопросы не только прихожане наших храмов, но в большей мере - люди, находящиеся вне ограды Церкви, ищущие истину или находящиеся на пути к ней. Если считать членами Церкви только тех, кто живет церковной жизнью, то в нашем Отечестве не десятки миллионов православных христиан, а едва ли несколько десятков тысяч. Десятки миллионов - это потенциальные члены Церкви, которые, может быть, и хотели бы таковыми быть.

Множество насущных вопросов, касающихся как приходской жизни, так и взаимоотношений с внешним миром, каждый пастырь вынужден решать самостоятельно. Поскольку большинство священников рукоположены недавно и не имеют достаточного опыта, решения эти, к сожалению, не всегда бывают правильными, часто - лишь приблизительными.

Отсюда вытекает большая насущная проблема современной Православной миссии, т.е. тех форм, через которые Евангельская истина должна быть ныне донесена до вопрошающих. Здесь нам помогло бы изучение духовного и деятельного наследия великих православных миссионеров XX века - св.равноап. Николая Японского, греческих миссионеров и проповедников. Между тем, мы не знаем даже их имен.

Решением Архиерейского Собора 2000 года создан Синодальный отдел по работе с молодежью. Весной этого года прошел Съезд православной молодежи. Необходимость создания православного молодежного движения созрела уже давно. Но есть опасность, что при существующем настрое жизни нашей Церкви хорошая, нужная, перспективная идея может опять оказаться заформализованной, стать «мероприятием для галочки». В результате чего получим некий аналог организации с комсомольскими секретарями в рясах или без ряс, куда будут вступать из корыстных, материальных интересов.

В отношении молодежи это особенно опасно. Молодые люди особенно нетерпимы ко всякой лжи и фальши. Молодости присущ максимализм. Даже небольшая ложь способна безвозвратно оттолкнуть от Церкви чистые юные души, ищущие Бога. Эти души, которые могли бы стать будущим Церкви и России, уйдут в секты, станут членами радикальных политических организаций, пополнят ряды наркоманов и пьяниц. И вина за это будет лежать на тех, кто не смог понять их высоких устремлений, кто стал им настойчиво навязывать свои взгляды, свою истину, свое видение жизни. Молодой человек нетерпим к диктату истины в конечной инстанции. Пастырь должен помочь молодежи найти Истину, мудро и деликатно привести к Истине, явить Истину в самом себе праведной жизнью, словом, произнесенным из опыта такой жизни. Ошибочно навязывать и заставлять.

Вспомним историю. Преподавание Закона Божия в дореволюционных гимназиях зачастую велось так, что делало юношей и девушек атеистами, а из Духовных семинарий и Академий нередко выходили революционеры. Яркие примеры тому - Ленин и Сталин.

Приводить к Богу молодых, как, впрочем, и всех остальных людей, нужно и должно собственным примером. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех. Только такой праведный пастырь, имеющий крепкую веру в Бога, живущий Христом и Церковью, способен повести за собой. Но для проповеди среди молодежи этого недостаточно. Необходимо понять молодых: их взгляды, привычки, обычаи, отличия от старших поколений. Нужно изучить их культуру, в которой наиболее отражаются их духовные поиски, желания и стремления.

Большая ошибка отвергать эту культуру, перечеркивать и злословить, называть сатанизмом и деградацией. Молодое поколение выстрадало эту культуру и имеет на нее полное право. Культура молодых - порой единственная возможность сказать то, что они думают, сказать правду друг другу и окружающему миру. Их культура, как и они сами, не терпит никакой лжи и фальши. И необходимо понять, что, хотим мы того или нет, она существует и будет существовать и развиваться. Нужно увидеть положительные ее стороны, потому что она возникла как протест против бездуховности, лжи, отсутствия высоких идеалов в материалистическом обществе. В конечном итоге - протест против безбожия старших поколений. В ней, может быть, как нигде, отразились поиски молодыми людьми Бога и свободы в Боге.

Любой проповедник, который начнет выступать против этой культуры, заранее обречен - его просто не станут слушать. Мудрый же пастырь сумеет воспользоваться языком молодежной культуры, станет всем для всех, как святой апостол Павел, который, увидев многочисленные капища афинян, назвал их как бы особенно набожным народом (Деян.17;22); как св. равноап. Николай Японский, который не спешил называть японцев сатанистами-идолопоклонниками, а нашел в их национальной культуре и религии светлые стороны, чем обратил сердца японцев к Православию.

Возникает вопрос: где мы возьмем сегодня таких рассудительных проповедников? Таких самоотверженных пастырей? Молодые двадцатилетние священники вряд ли сумеют быть авторитетом для молодежи. Им не хватит пастырского опыта, который приходит только с годами. Но и пожилым, убеленным сединами пастырям поверят только тогда, когда они смогут говорить с молодежью на языке их понятий, когда своим тактичным поведением смогут сгладить разницу в возрасте, не будут требовать себе лидерства как должного, подчеркивая свой сан, возраст, свое положение; лидерство же заслужат самоотверженным служением ближним, став ради Христа, для спасения ближних меньшими и рабами.

Будем молить Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Лк.10;2), ибо многочисленная жатва сегодня особо нуждается в них. Дай Бог, чтобы такие делатели все же нашлись, чтобы хорошее богоугодное дело не превратилось в очередную безполезную формальность из-за равнодушия лиц, которым это дело будет поручено Богом.

Церковь, как Богочеловеческий организм, свободна в Боге. Она не подвластна времени и человеческому произволу. Вместе с тем, как земное образование, она находится в зависимости от человеков, как внешних, так и ее членов, особенно облеченных церковной властью. Сохраняя непоколебимую верность «даже до крове» догматам и канонам, избегая всевозможного обновленчества, бережно соблюдая Священное Предание, ревнуя об исполнении заповедей Божиих, чада Церкви должны сделать все от них зависящее для сохранения духовной свободы. Прежде всего, свободы верить и жить по вере.

Свобода в Церкви не есть произвол в догматическом и нравственном отношении, как это понимается протестантами. Она никоим образом не есть бунт против церковной Богом поставленной иерархии. Согласно Церковным канонам, «Кто досадит иерею, да будет отлучен». Сколь же большего порицания заслуживает досаждающий архиерею? Истинная свобода обретается только на пути последовательного делания евангельских заповедей. Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными (Ин.8;32).

Свобода в Церкви это - прежде всего свобода от страстей. Человек, стяжавший такую свободу, постепенно освобождаясь от зла в себе, получает и свободу внешнюю, в т. ч. возможность выбирать среди разнообразия форм духовной жизни в соответствии со своей верой и согласно воле Божией. Свободу добровольно выбирать добро. Так чтобы его свобода не была соблазном для немощных (1 Кор. 8;9).

Только такой свободный о Христе человек получает возможность жить полноценной духовной жизнью. Только такой человек способен что-либо построить или возродить, и только такой человек способен по-настоящему проповедовать Евангелие словом и жизнью.

Священноинок, г. Москва