Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Мысли по поводу

«СТРАННИК»

Намедни в редакцию заглянул высокий широкоплечий молодой человек с длинными светло-русыми волосами. Поставив на стул тяжелый портфель, он последовательно стал доставать оттуда большую икону Царственных мучеников, плат с вышитой Стопочкой Богоматери из Почаева, какие-то сверточки, грамотки, которыми вскоре была занята вся поверхность стола. При этом посетитель приговаривал: «Вот… пришел рассказать, показать… Четыре года… Десять стран…».

Из документов, которые он предъявил, мы узнали, что зовут его Леонид Полещук, прописан в Омске, является миссионером московского фонда прп. Серафима Саровского. Паломничает с 1996 года, по благословению митрополита Омского и Тарского Феодосия, во искупление грехов своих. За это время посетил Оптину пустынь, Дивеево, Почаев, Троице-Сергиеву лавру, Валаам, другие обители Святой Руси; побывал на Афоне, в Бари, где оставил икону прп. Серафима Саровского, кроме Греции и Италии, еще в восьми европейских странах. Леонид рассказывал о святых местах, показывал фотографии. А я о другом задумался…

Странничество во славу Божию всегда было на Руси делом почитаемым. Но странничество странничеству рознь. Одно дело, когда человека срывает с обжитого места тяжелая болезнь, или муки уязвленной совести, или поиск Истины, вечные вопросы жизни и смерти, на которые он не может найти ответа у своего приходского священника. Тогда и остается - взвалить на спину котомку с нехитрыми припасами, взять в руки посох - и в дальний путь. То ли к оптинским старцам, то ли к валаамским скитникам, - суть-то одна: вьется дороженька от кустика до кустика, от села до села. Греет странника ясно солнышко, сечет студеный ветер; встречаются в пути люди разные, и добрые, и злые; кто-то на ночлег пустит, накормит, напоит, душу словом добрым согреет; а другой пса цепного на тебя натравит: шляются, мол, всякие, на всех не напасешься. Разными боками мир к тебе поворачивается, и смотришь ты на него иными, дорожными глазами, и понимаешь все по-новому, не так, как прежде, и приходишь к месту совсем не таким, каким вышел в путь. Дорога умудряет и просветляет, коли идешь по обету да с молитвой Божией. И приходишь ты к старцу уже подготовленным духовно, и лучше ложатся семена праведных слов на удобренную почву.

Но так раньше было, нынче паломник другой стал. Зачем бить ноги от Питера до той же Оптиной, тратить целые месяцы на дорогу, если можно приехать на Московский вокзал, взять билет, и поезд меньше чем за сутки домчит куда надо! Более того, существует немало паломнических служб, которые доставят тебя и на Дивеево, и на Святую Землю. И… врываемся мы порой пестрой ордой в святые обители, внося туда мирской дух и суетность, отрывая монахов от делания пустыми житейскими вопросами, на которые можно было найти ответы в близлежащем храме. Доля таких «туристов от православия» в общем потоке паломников очень велика и растет с каждым годом.

Близко и понятно сердцу стремление православного человека побывать в знаменитых обителях, приложиться к святыням, услышать назидательное слово инока. Но мне, например, при слове «паломник» представляется все-таки странник с дорожной котомкой, бредущий по безкрайней проселочной дороге.

…А Леонид продолжал перечислять названия монастырей, имена схимонахов… Но не звучало в его рассказе названий простых русских деревень, имен обычных русских людей. А ведь, кажется, раз уж ты зовешься миссионером, так и поезжай со своими иконами в русскую глухомань. В той же Сибири наверняка есть местности, где уже несколько поколений не видело, как сияют на солнце кресты и купола церквей, не внимало с благоговением Божественной литургии. Туда следует нести Слово Божие, там сеять зерна веры Православной. Но наш миссионер, очевидно, избрал иной путь. Вот и из редакции он направился на Валаамское подворье - укреплять в вере монахов?..

Николай МЕДВЕДЕВ