Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Оставим попечение

ХОДИТЬ ПРЕД ЛИЦЕМ БОЖИИМ

Отец Евгений Струговщиков служит в храме Благовещения Пресвятой Богородицы, что в Старой деревне. Каждое воскресение прихожане с нетерпением ждут очередной беседы с батюшкой. На занятиях в воскресной школе обсуждаются темы, взятые прямо из жизни. Найти ответ в Евангелии на мучающий вопрос и понять, как изменить себя, как приблизиться к Богу, важно в любом возрасте. Приходской батюшка в наши дни становится учителем жизни, зная, что Cвет Христов просвещает всех.

Для читателей нашей газеты мы попросили о.Евгения поделиться своими размышлениями о том, как человеку воспитать в себе чувство времени, правильно организовать утро, день и вечер…

«О времени размышляли многие. В православной традиции - это знаменитые отцы IV века святители Григорий Нисский, Василий Великий, Григорий Богослов. Об иллюзорности времени писал выдающийся богослов христианского Запада блаженный Августин. «Подвижным образом вечности» называл время Платон.

Вечность Божия часто ощущается нами как стремительно текущее время, века, тысячелетия. Такое представление неверно, ибо вечность находится вне времени, и предназначение человека - обрести ее.

Иногда думают, что только после смерти нас ждет встреча с вечностью, которую православное сознание отождествляет с Царствием Божиим. Однако и это представление тоже ошибочно, потому что вечность всегда рядом, она ждет и сама стучится в двери нашего сердца. Но мы этого зачастую не чувствуем.

Когда у Христа спросили о Царствии Божием, Спаситель сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17,21). И свой путь к этому Царству мы проделываем в нашей духовной жизни с помощью Церкви Божией, ее святых таинств.

Спаситель говорит не считать своим богатством то, что принадлежит времени, что уничтожает моль и разъедает ржавчина, но собирать его среди нетленных сокровищ вечности.

Однако мы живем, погруженные в страсти, которые являются «житейским морем, воздвизаемым зря напастей бурею». Эти страсти, которые воздвигает на нас жизнь, охватывают нас, овладевают нами, и мы, улавливаясь ими, становимся чуждыми вечности, не видим сокрытых глубин нашей души.

Когда мы задаем вопрос, зачем время существует, то, наверное, главный ответ будет следующий: оно существует для того, чтобы человек пришел в полноту совершенства. В Священном Писании говорится, что человек был сотворен по образу и подобию Божьему. Святоотеческая письменность трактует образ Божий, как только возможность достичь единства с Богом, подобие же является конечной целью человеческой жизни. На пути к этой цели человеку требуется время.

В Евангелии есть история о том, как Спаситель пришел в дом двух сестер, Марфы и Марии. Марфа занялась хозяйством, принимая Спасителя в своем доме. А Мария в это время сидела у Его ног и слушала то, что Спаситель говорил.

«Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк.10,40-42)

В традиционном толкование этого евангельского текста, как правило, образ Марии превозносится, а образ Марфы, наоборот, умаляется. Говорится, что Мария обладает созерцательным устроением души, а Марфа проводит время в суете мирской, забывая о Боге.

Но не будет грехом понять этот евангельский сюжет иначе. Марфа принимает в своем доме Спасителя. Это может прочитываться как аллегория хранения Господа в своем сердце и служения Ему. Если Марфа печется и молвит о многом, то Мария избирает только часть, которая не отнимется от нее как часть благая: она созерцает Христа. Мария - образ монашеского жития, духовного созерцания. Марфа являет собой человека практического действия в мире. Эти два образа, Марии и Марфы, имеют равные права на существование.

В зависимости от склада человека мы можем приходить к христианскому идеалу соединения человека с Богом как монашеским путем через отсечение всего, что мешает созерцанию Бога, так и через активную жизнь в миру, где, по слову святителя Василия Великого, христианину надлежит узреть Бога во всем.

Вся церковная традиция направлена к тому, чтобы, подвизаясь в мире, мы никогда не забывали о вечности; чтобы проводя день в заботах, в попечениях, по наступлении вечера христианин вставал и благодарил Бога за то, что он чувствовал Его присутствие; благодарил за то, что он смог дать Богу сотворить в себе дела Божии, ибо мы предназначены творить дела Божии на своей работе, в общении с людьми, которые нас окружают. В молитвах на сон грядущим христианин просит у Бога прощения за то, что он сделал не так, за то, что он недостаточно открыл себя Творцу, чтобы Тот смог в нем действовать; просит у Бога прощения за грех, который состоит в том, что мы не принимаем Его и не даем действовать в себе, так как были в этот день уловлены временем и забыли о вечности, забыли о Боге, погрузившись в события и заботы. Мы просим у Господа на грядущий день, чтобы Он еще больше присутствовал в нашей жизни, чтобы Бог дал силы еще больше открыться Ему, давая Творцу свободу действовать через нас в этом мире.

Правильная организация времени как раз и заключается в том, чтобы привести нас в такое состояние, когда мы неразлучно были бы связаны с Богом.

Как это практически осуществить? На самом деле эту вечность мы все переживаем. Уже в Священном Писании, в Посланиях апостола Павла, мы находим мысль о том, что Бога чувствуют и знают даже язычники, каждый человек на земле. Богословие говорит о естественном богопознании, в котором Бог открывается людям в красоте природы, в законах мироздания, в научной истине. И мы можем говорить о красоте, справедливости, милосердии, гармонии, как об аспектах Бога.

Чтобы прийти в состояние единства с Богом, с вечностью, необходимо здесь, во времени, в течение краткой земной жизни, возгревать в себе Божественное присутствие. Древние отцы и современные подвижники благочестия говорят о необходимости всегда «ходить пред лицом Божиим». Из понимания необходимости такого предстояния пред очами Божиими выросла практика Иисусовой молитвы, как выражение главной потребности человека никогда, ни на секунду не забывать о Боге.

Важно, чтобы мы не столько боролись с отрицательными сторонами в нас самих, сколько возгревали, созидали и хранили то положительное переживание присутствия Божьего в нас, которое мы все имеем. Говоря словами апостола Павла, «мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17,28).

Записала Н.Корженкова