Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Честертон говорит, что религиозное воспитание ребенка начинается не тогда, когда отец впервые рассказывает ему о Боге, а в то время, когда мать учит его говорить спасибо за вкусно испеченный пирог. Именно чувство благодарности лежит в основе религии. Традиционный крестьянин - это благодарное существо. Потому что понимает: «Я могу вспахать землю, бросить зерна, ухаживать за ними, но не от меня, а лишь от Бога зависит, будет урожай или нет. Даст ли Господь дождь, даст ли солнечную погоду - зависит не от нас». Поэтому, когда урожай поспевал, крестьянин, конечно, благодарил Бога. Во всех религиях мира в конце лета следует день урожая, праздник благодарения, когда Богу приносится частица выращенных плодов. Вступает в силу древний закон архаического мышления: часть символически равняется целому. Поэтому гроздью винограда, принесенной в храм, освящается и весь урожай. Весь труд повергает к стопам Творца в благодарении. Испрашивается благословение и на труды грядущего года.
Так и на Руси в праздник Преображения Господня крестьяне приносили плоды, выращенные своими руками, благодаря за то, что их труд не остался безплоден.
Что же происходит сегодня? Ясно, что виноград у нас не растет, и в церковь на освящение приносят яблоки. Ничего плохого в этом нет. Беда в том, что теперь в наших крупных городах люди несут в храм яблоки, выращенные в Чили или Аргентине, а вовсе не плоды своих трудов. Так забылся исконный смысл праздника, который напоминал человеку: аще не Господь созиждет дом, всуе трудятся зиждущие его (Пс.126,1).
Этому благодарению Творцу нам надо научаться у наших предков.
Диакон Андрей КУРАЕВ, Москва