Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Веди

ОСВЯЩЕНИЕ ПЛОДОВ

В праздник Преображения Господня в нашей Церкви совершается чин освящения плодов. Эта замечательная традиция интересна по своим истокам. Типикон предписывает освящать в этот день виноград. Виноград, виноградная лоза, виноградник в церковной символике больше чем виноград, это глубочайший символ нашей Церкви. К празднику Преображения Господня в Греции поспевал виноград. Почему же христиане несли его в храм?

Честертон говорит, что религиозное воспитание ребенка начинается не тогда, когда отец впервые рассказывает ему о Боге, а в то время, когда мать учит его говорить спасибо за вкусно испеченный пирог. Именно чувство благодарности лежит в основе религии. Традиционный крестьянин - это благодарное существо. Потому что понимает: «Я могу вспахать землю, бросить зерна, ухаживать за ними, но не от меня, а лишь от Бога зависит, будет урожай или нет. Даст ли Господь дождь, даст ли солнечную погоду - зависит не от нас». Поэтому, когда урожай поспевал, крестьянин, конечно, благодарил Бога. Во всех религиях мира в конце лета следует день урожая, праздник благодарения, когда Богу приносится частица выращенных плодов. Вступает в силу древний закон архаического мышления: часть символически равняется целому. Поэтому гроздью винограда, принесенной в храм, освящается и весь урожай. Весь труд повергает к стопам Творца в благодарении. Испрашивается благословение и на труды грядущего года.

Так и на Руси в праздник Преображения Господня крестьяне приносили плоды, выращенные своими руками, благодаря за то, что их труд не остался безплоден.

Что же происходит сегодня? Ясно, что виноград у нас не растет, и в церковь на освящение приносят яблоки. Ничего плохого в этом нет. Беда в том, что теперь в наших крупных городах люди несут в храм яблоки, выращенные в Чили или Аргентине, а вовсе не плоды своих трудов. Так забылся исконный смысл праздника, который напоминал человеку: аще не Господь созиждет дом, всуе трудятся зиждущие его (Пс.126,1).

Этому благодарению Творцу нам надо научаться у наших предков.

Диакон Андрей КУРАЕВ, Москва