Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Вселенское Православие

Потомок знаменитого архитектора

Эта неожиданная встреча состоялась в Германии. В русском Свято-Покровском храме г. Дюссельдорфа я познакомился с одним из потомков прославленного архитектора - диаконом Николаем Тоном. Его колоритная фигура совсем не вписывалась в образ обычного немецкого бюргера. И по всему было видно, что российское прошлое навсегда отпечаталось в этой фамилии.

- Отец Николай, вы - носитель известной в России фамилии. Какие воспоминания сохранились в вашей семье об архитекторе Тоне?

- Я являюсь его правнучатым племянником. Мой прапрапрадедушка, тоже работавший архитектором, приходится Константину Андреевичу родным братом. Мой отец во время революции в возрасте 16 лет вместе с родителями уехал из России в Германию. Поскольку родители отца после второй мировой войны жили в Восточной Германии, мы практически не имели возможности общаться с бабушкой и дедушкой. Все их имущество пропало. Поэтому в нашей семье сохранилось очень мало воспоминаний о жизни в России.

Константин Тон принадлежал к тем немцам, которые переселились в Россию в 18 веке. Главным образом, это были мастера, инженеры и художники из Саксонии. Они приехали строить Санкт-Петербург по приглашению самой Екатерины Великой.

Судя по работам и эскизам, Константин Андреевич был настоящим аккуратным немцем. В то же время он стал основателем русско-византийского стиля. Девятнадцатый век вообще был временем возрождения древних архитектурных стилей, как на Западе, так и на Востоке. На основании сохранившихся древнерусских храмов или их изображений Тон создал особую архитектуру, идея которой настолько понравилась императору Николаю Павловичу, что он назначил его своим придворным архитектором и поручил строительство важных объектов. Это и Большой Кремлевский дворец, Николаевские вокзалы в Москве и Санкт-Петербурге (сегодня это Ленинградский в Москве и Московский вокзал в Петербурге), многие православные храмы.

Но главным творением его жизни стал храм Христа Спасителя. Из всех проектов именно его труд получил одобрение императора.

Он стал самым большим и величественным собором в России. Сам же Константин Андреевич успел дожить лишь до окончания строительства храма, но не увидел его освящения - в то время архитектор был уже очень болен...

- А кем была семья Тонов по вероисповеданию? Вы говорили, что по проекту Константина Тона в Петербурге была построена и лютеранская церковь.

- И Тон, и его семья - все лютеране. Православная Россия всегда давала возможность иностранцу жить по своему вероисповеданию.

- Но как же вы сами стали православным христианином?

- В нашей семье, несмотря ни на что, сохранилось какое-то особое чувство принадлежности к России. Россия дала Тонам возможность счастливо и благополучно жить и работать здесь на протяжении двухсот лет. И с нами произошло то, что сейчас происходит в Германии с многими немцами-переселенцами - они здесь часто чувствуют себя больше русскими, чем немцами.

Помню, когда мне было 14 лет, где-то проходила выставка икон (тогда это было большой редкостью). Отец повез меня ее посмотреть. Потом, когда я купил первую свою машину, мы долго думали - куда же на ней первый раз поехать? И решили - на Литургию. Так я постепенно приблизился к Русской Церкви, русской атмосфере. И однажды наступил день, когда я окончательно понял, что Россия - моя духовная Родина. А Православие - та вера, с которым я хочу жить до самой смерти. При этом у меня вовсе не было ощущения, будто я «перешел на другой берег». Просто я вернулся туда, где была моя семья.

- У вас дома много русских книг, картин, альбомов с романсами, пластинки...

- Большинство книг я доставал сам. Вообще, маме не особенно нравилось то, что мы живем, как ей казалось, «слишком по-русски». Но отец очень любил русскую культуру.

Я стараюсь сохранить прежние традиции по мере сил. Немцы переселились в Россию, чтобы строить Россию. Не Германию в России, а именно Россию! И я теперь считаю своим долгом распространять знания о русской культуре, русской жизни и русском православии. Думаю, что это очень важно не только для немцев, но и для русских в России.

- Вы редактируете журнал, который пишет не только о русской культуре, но и вообще о православном искусстве.

- Он называется «Эрмения» (в переводе с греческого - введение, руководство), и почти треть его посвящена русскому искусству. Кроме того, я являюсь редактором еще одного православного издания - газеты «Покров», печатающегося на русском языке. Занимаюсь переводами, читаю лекции. Но все, о чем я рассказал, - не церковная деятельность. Официально я личный референт викария Русской Православной Церкви МП в Германии архиепископа Клинского Лонгина.

Хочу, чтобы слова «русский народ» гордо звучали как в Германии, так и в России. Чтобы все, кто слышал их, понимали, что речь идет о народе, Богом любимом. Что мы говорим о носителях великой культуры, способных возродить ее и вернуть миру...

Беседовал Сергей Шептун