Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Судьба человека

СЛОВО В ЛАДОНЯХ

«Вечной тишины и ночи безконечной, и безмолвья уст сильнее тот, кто прикосновенный наш язык сердечный чуткою душой услышит и поймет. Как восходит солнце, как щебечут птицы - обо всем сумеют руки рассказать. Зорко смотрят руки, чутко слышат руки и красноречиво руки говорят».

Лену я впервые увидела в доме культуры на вечере отдыха. Она лихо отплясывала на сцене кадриль. «Даже не верится, что она - глухая», - прошептал кто-то рядом. После концерта я подошла к Лене и ее маме, познакомились. Врожденная музыкальность у глухонемой девушки - ошибка или насмешка природы? Оказалось, что Лена потеряла слух в раннем детстве, успев соприкоснуться с волшебным миром звуков.

- Это случилось пятнадцать лет назад, - рассказала Ленина мама. - Я кормила Леночку перед сном, когда пришел домой муж. Он был пьян. Разгорелась ссора, и Андрей занес надо мной кулак. Зачем только я отдернула тогда голову!..

Кулак отца с размаху опустился на головку дочери. Крик ребенка заставил опомниться, протрезветь, но было поздно. Спустя два дня после тщательного обследования врач скажет: «У вашего ребенка лопнули барабанные перепонки. Она останется глухой». Но в тот вечер родители об этом еще не догадывались, они мирно чаевничали на кухне, помирившись. «Мама!» - из детской комнаты несся необычный голос проснувшегося ребенка: в голосе бился и плакал страх. Страх перед тишиной. «Я просто оцепенела, когда увидела ее напряженный взгляд, впившийся в мои губы, - всхлипнула Екатерина Семеновна. - Дочка пыталась расслышать, что я говорю». А властная тишина уже плотно и навсегда обступила девочку, и ни умолить, ни упросить тишину сжалиться. Не трогают ее детский плач и отчаяние. Тишина - глуха. Леночке было тогда два года. Два года - возраст, когда в голове у детей начинают роиться тысячи «Почему?». Леночкины «Почему?» с каждым днем становились все невнятнее. Потеряв слух, ребенок стал утрачивать дар речи. В течение года, терзаясь, наблюдала мать, как лепет дочки превращается в гортанное нечленораздельное бормотание. Переходя от надежды к отчаянию, мать жарко молилась у единственной в доме иконы Николая Чудотворца. Чуда не произошло, к трем годам дочь замолчала. Ее голосовые связки «потеряли память». Екатерина Семеновна развелась с мужем.

Я посмотрела на Лену. Симпатичная, рослая девушка. Серые глаза смотрят серьезно и выжидающе. Очень похожа на отца. Даже характер его - замкнутый и скрытный. Удивительно, такое сходство и такое отчуждение, непонимание. Спрашиваю, интересовался ли когда-нибудь Андрей Иванович, чем живет его дочь, что занимает ее детский, а теперь девичий ум? Нет, недосуг. Был ли между отцом и дочерью серьезный разговор: кем быть? Ведь Лене именно сейчас очень нужна помощь и поддержка взрослого человека, повидавшего немало на своем веку. Нет, не был. Так уж повелось с самого детства, что отец оказался сторонним лицом в судьбе дочери. От начала и до конца все решала мама. По своему разумению и понятию, как считала нужным. В свое время Лена не пошла в спецсадик, потом семилетняя Лена не была отдана в спецшколу, мама боялась выпустить дочку из-под своего охранительного крыла. А зря. Специалисты-сурдологи, работающие с детьми, утратившими слух, возвращают им внятную речь, учат читать по губам. У Екатерины Семеновны была возможность услышать голос своей дочери вновь. Услышать, а не увидеть, написанное на листке слово «мама».

Но Екатерина Семеновна решила, что нечего забивать всякими науками голову и без того несчастного ребенка, обучением Лены занялась старшая сестра Наташа… Читать, писать, считать Лена умеет, через год пойдет работать швеей-мотористкой. Шить она умеет и любит. Уверена мать, что правильно распорядилась судьбой дочери, ограничив ее жизнь с одной стороны семейным очагом, а с другой - работою швеи. Нельзя не согласиться, что в этом немало здравого смысла. Но ведь десятки других профессий могут стать призванием человека с дефектом слуха. Пообщавшись с Леной, я поняла, что ее любимое занятие - рисовать. А слово «художник» звучит для Лены как музыка.

Старшая сестра Лены неплохо играет на пианино. «Помните рассказ Короленко «Слепой музыкант?» - спрашивает Наташа. Там слепого мальчика знакомили с миром цветов при помощи звуков. Я решила сделать наоборот. Покажу сестре голубой колокольчик и проиграю нежную звонкую мелодию. Бурый медведь - это густые, рокочущие басы. И Лена во время музыкальных уроков подходит, кладет руку на гладкую поверхность инструмента около самых клавиш и... слушает. Вибрация передает характер и окраску музыкального произведения. Потом Лена пытается нарисовать услышанное. А рисует Лена очень самобытно. Манера ее письма, видение окружающего мира, его осмысление, напоминают чем-то лиричные, наполненные гармонией света и музыки рисунки Нади Рушевой. Простота и чистота линии, стремление ввысь - завораживают. На вопрос: Есть ли у нее мечта, Лена написала в блокноте: «Хочу услышать шепот огня в камине. Я видела мраморные камины в Эрмитаже, представляю, как это красиво, когда в них горит огонь. Я хотела бы это нарисовать». И все-таки представить себя в качестве «настоящего» художника Лена даже не пытается. Разве это возможно? А почему бы нет!

Но самостоятельно ребенку трудно осознать свое увлечение рисованием как будущую профессию, необходима помощь родных, старших товарищей. Но мама с сестрой, заметив и поощряя увлечение девочки, не смогли разглядеть в нем нечто большее. Нравится Леночке возиться с красками и карандашами - пусть возится, пусть придумывает для себя мир, в котором ей хорошо. Раньше Лена и Наташа были неразлучны. В кино, на танцы - всюду вместе. Вместе записались в кружок русских народных танцев. Наташе в голову никогда не приходило стесняться или сторониться своей сестры. Теперь сестры видятся не так часто: Наташа вышла замуж. Но она всегда радуется, когда раздается короткий, торопливый звонок и на пороге появляется Лена с глазами-вопросами: «Не помешала?» «Нет, конечно». На прощание я попросила Лену что-нибудь нарисовать. Легкими, отработанными движениями рука девушки набрасывает мечтательный, тонкий облик Ассоль. Это ее любимый образ, ее идеал. Видно, что Лена не впервые рисует свою героиню, так точен каждый штрих, ничего лишнего. Как сложится дальнейшая судьба талантливой глухой девушки - предугадать трудно. Но хочется верить, что однажды на выставке молодых художников появится замечательная картина, под которой будет надпись: «Е. Любич. «Ассоль».

Ирина РУБЦОВА