Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Нива Божия

8.НИКОЛЬСКОЕ. Художник Микешин

Надгробный памятник русского живописца и рисовальщика М. О. Микешина находится справа от Никольской церкви Александро-Невской Лавры, почти на самом берегу пруда. Он уже значительно обветшал.

Михаил Осипович Микешин родился в 1836 году в бедной семье. Родина его - Смоленская губерния. Отец Михаила, Осип Егорович, был участником Отечественной войны 1812 года. Израненный, он попал в плен к французам, но через три месяца бежал, как раз в тот час, когда Наполеон входил в Смоленск на обратном пути из России. После войны Осип увлекся сельским хозяйством, занимался медициной, имел репутацию старца и дожил до глубокой старости.

В 10 лет будущий живописец уже писал красками под руководством иконописца и зарабатывал на жизнь, а впоследствии стал полностью содержать обедневших и престарелых родителей. Один из смоленских помещиков взял молодого человека с собой в столицу, где он в 1852 году поступил в Академию Художеств. Начинающий студент-художник много работал, но бедствовал. Вскоре одну из его картин купил Великий кн. Николай Николаевич, а затем последовали и награды от Академии: две золотые и две серебряные медали. Микешин стал стипендиатом Императора Николая I. У талантливого художника брали уроки рисования кн. Мария Николаевна и кн. Николай Николаевич, в свите которого живописец совершил путешествие в Польшу, Крым, Кавказ.

Окончив в 1858 году Академию Художеств с большой золотой медалью, Микешин получил шестилетнее право учиться за границей с полным содержанием, но воспользоваться этим не смог, так как одержал победу в конкурсе на проект памятника «Тысячелетию России», победив 57 конкурентов. Успех был очевиден.

Памятник был торжественно открыт в Новгороде в 1862 году, и автора наградили орденом св. Владимира 4 степени. В дальнейшем им были выполнены памятники Нахимову, Корнилову, Истомину в Севастополе, Ермаку в Новочеркасске, Минину в Нижнем Новгороде. В 1868 году он поехал в Сербию для переговоров по поводу установки там памятника освобождению Сербии. Политические интриги сорвали эти планы. Однако в его квартире часто бывали славяне: сербы, болгары, черногорцы, так как Микешин сочувствовал славянскому движению. Бывали здесь и великие князья, музыканты, художники. Микешин жил на казенной квартире в здании Адмиралтейства, где у него были две комнаты - одна жилая, а вторая - мастерская, где он лепил Морскому ведомству фигуры для носовых частей корабля.

Михаил Осипович был молод, очень красив и статен, а по характеру - добродушен, деликатен, искренен.

В 1873 году в Петербурге торжественно открыли памятник Екатерине II. По форме он напоминает огромный колокол, на вершине которого возвышается фигура Императрицы. Девять фигур окружают постамент императрицы - Державин, Суворов, Потемкин, Румянцев, Орлов, Безбородко, Бецкий, Дашкова, Чичагов, - что придает памятнику значимость и пышность.

Стиль работ Микешина близок русской академической скульптуре 2-й половине ХIХ века. Его творчество взывало к патриотическим чувствам, что не всегда нравилось критикам, ориентированным на западноевропейское искусство. Например, известный критик Стасов не мог простить Микешину его выступлений против обличительного демократического жанра в начале 60-х годов. Современники упрекали Михаила Осиповича в приверженности классической скульптуре и излишней, как им казалась, аллегории. Их раздражал его патриотизм. Этим, наверное, и объясняется замалчивание заслуг перед Отечеством скромного, замечательного, но, увы, забытого русского мастера и равнодушие искусствоведов к его трудам. В живописи Микешин часто обращался к русским былинам, иллюстрировал произведения Пушкина, Гоголя и Шевченко, с которым его связывала личная дружба.

«Правда, тем более в искусстве, для меня дороже всего, - сказал он однажды вел. кн. Николаю Николаевичу. - Таким был я в колыбели, таким сойду в могилу». Он сошел в нее в 1896 году, оставив о себе добрую память в столь малых воспоминаниях. Но его замечательные памятники уже пережили века. Интересно, что его помощниками в работе над памятником Екатерине II были никому тогда неизвестные простые русские люди - скульптор Опекушин и совсем молодой скульптор Чижов. Они тоже стали достойными представителями отечественных талантов, в которых, благодаря Господу, у нас нет и никогда не будет недостатка.

Лидия СОКОЛОВА