Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Вселенское Православие

ПИСЬМО НА АЛЯСКУ

В 1794 году из братии Валаамского монастыря было избрано 10 монахов для проповеди Православия на далекой, в то время недавно открытой русскими промышленниками Аляске. В числе миссионеров находился и монах Герман - будущий преподобный Герман Аляскинский, которого индейцы почитали святым еще при его жизни. Стараниями русской миссии за несколько лет крещение приняло более 12 тысяч эскимосов.

Православная Церковь бережно относилась к индейской культуре, численно возрастала и хранила на Аляске христианскую веру в течение многих лет. Сегодня здесь насчитывается около 25 тысяч православных эскимосов. Однако, по словам местных священников, церковную жизнь охватил кризис. Наступление современной цивилизации, в особенности медиа-«культуры», разрушает традиционные для эскимосов духовные, нравственные и культурные ценности. Бедность и острая нехватка священников - одни из главных проблем в этом регионе.

По просьбе епископа Аляски Иннокентия в минувшем году Православный Христианский Миссионерский Центр, объединяющий в своей деятельности митрополии многих Православных Церквей на территории США, направил на Аляску миссионерскую группу во главе со священником Феодором Писарчуком - настоятелем американской церкви во имя св.мч. Иустином в г. Джексонвилль, штат Флорида. Предлагаемый вашему вниманию рассказ принадлежит одному из членов миссионерской группы.

По словам Аляскинского епископа Американской Православной Церкви Иннокентия, Аляска - край великих противоположностей. Жара и лютый мороз, свет и мрак, любовь и ненависть... Служение священника здесь очень тяжелое, и священников настолько мало, что Аляска до сих пор считается миссионерской епархией.

Наша группа состояла из членов Антиохийской, Американской и Греческой Православных Церквей. По прибытии в устье мощной реки Каскоквуим в районе дельты Юкона мы погрузились на маленькие моторные лодки и в сопровождении местного благочинного, эскимоса протоиерея Николая Ларсона начали наш путь к небольшому поселку Напаскиак.

Большинство поселков, расположенных на берегах Каскоквуим, состоят из 50-400 жителей. Уроженцы этого района, удаленного от столицы Аляски Анкориджа более чем на 600 километров, вынуждены полагаться лишь на себя и одновременно противостоять жестким климатическим условиям.

Аляска, поистине - страна вне страны. Во многих отношениях она подобна странам «третьего мира». Деревенские дороги большей частью грязны и размыты; здесь фактически нет водопровода, и туалеты целиком состоят из пластмассовых ведер и лизола. Бедность, быть может, еще сильнее ощущается в церквах. На Аляске мне впервые довелось видеть свадебные венцы, сделанные из обычной бумаги. Но здесь же можно увидеть иконки в общественных местах и заботу о стариках, уже не способных охотиться. Эти люди любят Бога, и Бог любит их. «Скажите моим прекрасным людям, что Христос любит их», - просил нас епископ Иннокентий, благословляя на эту поездку.

Между тем, в большинстве поселков православие сохраняется и проповедуется только дьяконами или чтецами. Их вера непоколебима - но тем сильнее идущая здесь духовная борьба. Множество смертей в деревнях связаны с пьянством, за которым следуют самоубийства и убийства.

Следуя по реке Каскоквуим, мы останавливались в каждой деревне на несколько дней и ежедневно служили вечерни и литургии. После службы отец Николай приглашал жителей собираться на беседу, в которой каждый мог спросить о том, что его волнует. Он же переводил английский на язык юпик для пожилых эскимосов. Вот лишь несколько вопросов из тех, что были заданы во время бесед: «Как мне найти в моем сердце прощение для брата, убившего нашего отца? Как мне простить человека (в деревне из 100 человек), который изнасиловал меня? Почему Церковь отказалась хоронить моего мальчика, покончившего жизнь самоубийством? Моя невеста - алкоголичка, которая пьет лизол, когда не может достать виски. Как мне привести ее на молитву? Наша община разваливается, почему у нас нет священника, почему вы не можете помочь нам?..»

С детьми мы разучивали духовные песни и молитвы, с подростками говорили о самоубийствах, наркотиках, сексе, со взрослыми - о молитве, истине, служении Богу.

Когда мы начинали отправку в каждую следующую деревню, дети выбегали, обнимали нас и просили не уезжать. Множество сельчан настолько жаждало духовного руководства, что сопровождало нас в открытых лодках не менее 100 километров по реке, под проливным дождем и сильным ветром.

Но в нашей поездке мы столкнулись и с протестантскими миссионерами. Приходится признать, что иногда мы уступаем другим вероисповеданиям и теряем членов Церкви из-за недостатка денег и служителей. Говоря о духовном противостоянии инославию, епископ Иннокентий так охарактеризовал православное просвещение: “Нужно не столько говорить, сколько свидетельствовать о Христе всей нашей жизнью”. Преподобный Герман Аляскинский целый год пробыл среди индейцев живым примером, прежде чем начал говорить о Спасителе.

Я всегда буду думать об Аляске как об американской Святой Земле. В двух поселках из тех, что мы посетили - Чуатбалук и Кветлук - находятся дома с плачущими иконами Пресвятой Богородицы. Одна из икон источает миро, и одна - кровь. Обе иконы начали плакать в домах семей, переживших тяжелые жизненные испытания.

Как вы знаете, быть истинным христианином трудно. Почему же это так трудно для нас?.. Для меня ответ стал очевидным на Аляске, он ВОПИЕТ из моей грешной души. Я живу в гигантской стране комфорта!..

На Аляске мы не знали, что такое комфорт, это так просто. Мы не знали, где мы будем спать и в каких условиях, мы не знали, когда у нас следующий раз будет еда и что мы будем есть. Мы столкнулись с гневом, сомнениями и болезнями. Все члены группы, включая отца Николая, тяжело заболели. Эти обстоятельства помогли нам по-новому предстать пред Господом. Христос - моя следующая еда, Христос - крыша над нашими головами, Христос - слово, которое исходит из наших уст в этих деревнях! В этой трудной поездке мы нашли Его любовь. «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело - одежды?» (Мф. 6,25)

Я заканчиваю эту статью благодарственным письмом Паулу, Мэри и Николаю Келила. Эта семья одела меня, накормила и утешила в очень далекой деревне Чуатбалук.

Мой друг Паул, бывший уборщик деревенской школы, каждый день спускается к реке вычерпывать воду из лодки, которую у него нет средств починить. Он пережил операцию на мозге, три операции на сердце и потерял всех своих братьев и сестер в течение одного года. В его доме плачет одна из икон Пресвятой Богородицы...

«Дорогие Паул, Мэри и Николай, слова не могут выразить мою благодарность за ваше гостеприимство. Вы - прекрасная семья. Вы отдаете с добрыми сердцами. Когда я смотрю в ваши глаза, я вижу Бога. Я никогда не забуду вас. Вы - живой пример Христовой любви, к которой мы все должны стремиться. Да благословит вас Господь».

Николас Джеймс ПЭТТС

Перевод с англ. Светланы НИКОЛАЕВОЙ