Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Званый гость

НА СВЯТОЙ ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛЕ

На наши вопросы отвечает архиепископ Псковский и Великолукский ЕВСЕВИЙ (Саввин).

- Древняя псковская земля, ее святые обители дороги и любимы петербуржцами. В чем особенности служения на Псковской кафедре? Какие изменения произошли в епархии за восемь лет Вашего служения на кафедре архиепископов Псковских и Великолукских?

- Да, древняя псковская земля богата православными святынями. Здесь много обителей, святых храмов, почитаемых мест, связанных с подвигом многих подвижников Русской земли. Особенности служения на Псковской земле связаны с непрерывным церковным служением правящего епископа, т.к. долг нашей совести понуждает нас к этому, да и народ желает молиться в престольные праздники вместе со своим Владыкой.

За восемь лет моего служения произошли большие перемены, а именно: в два раза увеличилось количество приходов - с 80 до 160, открылось несколько монастырей, духовное училище, увеличилось количество священнослужителей более, чем в два раза. Мы стали издавать свою газету «Благодатные лучи», печатается «Печерский листок» и листок Александро-Невского храма. Наши священнослужители стали иметь пастырское попечение о воинах наших, духовно окормляют заключенных, находящихся в больницах. Многие храмы имеют теперь воскресные школы. Наши священники помогают, по возможности, нуждающимся и обездоленным.

- Промыслительное сохранение Псково-Печерского монастыря сказалось на передаче духовной, старческой преемственности. Со всей России и из-за рубежа едут люди за советом и окормлением к псковским старцам. Передается ли старческий опыт молодым монахам, стремятся ли они к нему?

- На самом деле, промысл Божий сохранил Псково-Печерский монастырь от разрушителей - единственный незакрытый в России. Богоборческая власть много раз пыталась закрыть его, но, слава Богу, им сделать этого не удалось. Господь определил некоторым старцам, как Псково-Печерской, так и других обителей, например, Валаама, Троице-Сергиевой Лавры, доживать именно в нашем монастыре и передать старческую духовность молодым инокам. Сейчас в обители проживает старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и старец архимандрит Адриан. Надеемся, что среди носителей старческого духа появятся и более молодые иноки нашего монастыря. Думаю, что у них есть такое душевное стремление.

- Не доставляет ли Вам лишних хлопот многолюдный поток на остров Залита, к дорогому батюшке Николаю Гурьянову? Мы знаем, батюшка болеет, немощен от старости, принимать паломников уже не может. Мы - сегодняшние верующие - в большинстве своем неофиты и несем с собою в Церковь мирскую суетливость и жажду необыкновенного. А как должны правильно складываться отношения паствы со старцем?

- Со стороны наших паломников мы наблюдаем недопонимание положения и условий жизни старца протоиерея Николая Гурьянова. Всем нам нужно понять, что ему уже 92 года, физические силы его ослабели. Мы хотели бы изменить что-то в его положении, но распоряжаться собой - ему самому. Этого права у него никто не может отнять. Считаю, что нужно смириться с положением, существующим на сегодняшний день. Это его выбор, его душевное состояние. Нам же надо постараться не нарушать его мирного духа своими предложениями. Они уже были, но ничего не изменилось. Отношения же паствы к своим духовникам должны складываться на основе кротости, смирения и послушания.

- Сейчас много говорят и пишут о наступлении последних времен, исходя из природных катаклизмов, ссылаются на Священное Писание и предсказания святых Отцов. Действительная это опасность или мнимая?

- Конечно, происходящее сегодня в мире наводит на мысль о последних временах. Очень уж стремительно действует сатанинская сила. И главное ее действие - богоборчество. Все Божие подменивается человеческим, а человек с каждым днем духовно и нравственно все слабеет. Можно сказать, что человечество само скатывается в бездну погибели и самоуничтожения. Силы мирового порядка подталкивают, ускоряют эту гибель. Но говорить о скором Втором пришествии, о Страшном Суде Божием, о конце света нам, людям, не дано. У Господа «один день как тысяча лет и тысяча лет как один день». Но не должны мы и успокаивать себя, мол, нас это не коснется. Мы обязаны помнить, что предшествовало Всемирному Потопу, что погубило города Содом и Гоморру, за что Господь разгневался на жителей города Ниневии. Помня это, мы должны посмотреть на жизнь современного человека, на его дела, на его нравы и спросить себя: такая жизнь приближает гнев Божий к катастрофе или отодвигает Его от нас? Полагаю, что всем нам необходимо молиться, каяться и готовиться для встречи с нашим Господом. Жизнь каждого из нас слишком коротка.

- На Ваш взгляд, имеет ли право на существование церковная пресса, издаваемая мирянами?

- Если она действительно церковная, то - да. Эта пресса должна быть голосом Церкви Православной, возвещать благую весть людям. Но если она лишь по названию церковная, а на самом деле выступает против Церкви, ее иерархов, занимается только политиканством или критикой происходящего, то такая пресса не церковная, а антицерковная, а ее исполнители становятся не благовестниками, а проповедниками сатанинских дел, их статьи направлены не на спасение людей, а вносят разделение и пагубу. Думаю, таким авторам уготована участь вместе с дьявольскими слугами в огне гееннском, так как они среди пшеницы Слова Божия сеют плевелы сатанинского яда, отравляющие наше Отечество. Церковная пресса должна быть патриотична и защищать интересы Православной Церкви, другого пути у нее не должно быть.

- Не секрет, что наше общество до предела политизировано. Этот процесс коснулся и части священнослужителей. На Ваш взгляд, допустимо ли участие священнослужителей в политике?

- На мой взгляд, в политическом движении участвовать могут все. Но что мы вкладываем в слово «политика»? Любой гражданин своей страны обязан служить своей Родине, своему народу, защищать, отстаивать интересы своего Отечества. Он должен любить свой народ и трудиться на благо своей страны, в которой он рожден, которая должна быть ему роднее родного дома. Вот и священнослужители должны быть всегда со своим народом, радоваться его радостям и скорбеть его испытаниями. Могу сказать, каждый гражданин обязан быть патриотом, а политиком в прямом смысле - не обязательно.

- Не можем удержаться от вопроса: считаете ли Вы необходимым продолжение участия Московского Патриархата во всемирных экуменических организациях? Есть ли польза от многолетних диалогов с иноверцами?

- Вопрос об экуменизме тревожит многих православных и у нас в стране, и в других государствах. Нам уже было сказано об изменениях в самой структуре экуменического движения. Пока что нам ничего не известно на этот счет. На мой взгляд, общение с представителями других конфессий не несет никакого вреда. Мы должны свидетельствовать инославному миру о наших православных убеждениях, но иметь с ними молитвенного общения недопустимо. Во ВСЦ мы можем остаться как наблюдатели и выходить со своими предложениями на православной основе. Но участие в работе вместе с теми, кто нарушил правила Православной Церкви, и отвергает их, и не прислушивается к определениям апостольских и святоотеческих правил, никому не принесет пользы, о чем свидетельствуют последние годы сотрудничества с ВСЦ. Мы не можем согласиться с теми, кто говорит, что ни в одной Церкви нет истины, что ее нужно искать совместно. Наша позиция должна быть твердой: Церковь Христова одна, и только она неповрежденный и твердый столп Божественной правды и истины. Только возвращаясь к Православию, можно обрести Христову Истину. К великому облегчению, наш Архиерейский Собор 1996 года дал возможность каждому епископу относиться к ВСЦ свободно, как он пожелает.

- Мы знаем, что трагическая гибель 84 псковских воинов-десантников тронула сердца всех псковичей. Приблизила ли эта трагедия псковичей к Богу? Ведь в наше грехопадшее время многие люди начинают воцерковляться через горе, страдание, скорби…

- Великой болью отозвалась в нашем сердце гибель наших воинов-десантников в Чечне, и не только их, но и всех, кто погиб или остался инвалидом. Но говорить о том, что эта трагедия приблизила людей к Богу, не могу, потому что этот вопрос относится к особым промыслительным действиям самого Господа. Люди приходят к Богу по-разному. Или Господь Сам призывает человека, или же человек находит своего Творца.

- Продолжает ли Псковская епархия изучать подвиг новомучеников, пострадавших на Псковщине?

- Псковская епархия много делает по изучению документов о новомучениках и исповедниках Российских. К сожалению, сохранилось мало документов, а живых свидетелей вообще нет. Это затрудняет наш поиск. Мы - на пути изучения документов и обстоятельств.

Вопросы задавали А.Раков и М.Михайлова