Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

По душам

В НАЧАЛЕ ПУТИ

Странно. Казалось бы, со временем должно быть все лучше и лучше. Закаляется дух, уничижается плотское. Какой-то опыт духовный появляется…

Вспоминаю себя на первых подступах к вере. Когда наконец научилась радоваться всему. Когда смогла бороться со своей тоской, сумела справляться с унынием. И наконец-то могла сказать: я счастлива! Раньше, до того, как уверовала, часто бывало так: все вокруг в порядке, и счастье, кажется, вот оно - лишь руку протяни. Но что-то опять и опять омрачает радость. И руку эту не протянуть. А сейчас - все сделалось понятным, все стало на свои места. Серебряными ниточками стали проявляться для меня в окружающем мире законы и промыслы Божии…

Начала читать духовную литературу. Особенно меня поражали подвиги святых отцов, пустынников, затворников. Я читала книги по воспитанию детей и обнаруживала со страхом, что не только мои дети, но и я сама отнюдь не соответствую этим правилам.

Чувство неудовлетворенности, безпокойства росло во мне. Улетучилась прежняя радость жизни, точил червь сомнения: все ли правильно я делаю? Что дает мне мое сегодняшнее существование? Я и близко не живу так, как жили подвижники! Тикали, тикали за спиной невидимые часы, отсчитывали время, которое, мне казалось, я безвозвратно упускаю. То хотелось бросить все: никчемную работу, друзей. То казалось: куда мне и в церковь-то идти такой.

Батюшка, научите. Посоветуйте. Как я нуждаюсь сейчас в вашем слове! И священник ответил:

- Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Действительно, со временем все должно быть лучше и лучше. А так оно и есть. Только нужно увидеть.

Вот вы говорите: «Должен закаляться дух, уничижаться плотское». Вроде, все правильно. Но плоть - не темница души. Это утверждение еретично, и плотское в нас должно не просто уничижаться, а обновляться и просвещаться. Человек - цельное существо, и входит в общение с Богом как цельное существо. «Непрестанная молитва монаха не ставит целью освободить дух от оков плоти, - пишет о Макарии Великом протопресвитер Иоанн Мейендорф, - но она позволяет человеку уже здесь, на земле, войти в эсхатологическую действительность, в Царство Божие, в общение с Богом, охватывающее его дух и тело. Весь человек в целом - и телом, и душой - был создан по образу Божию, и весь он призван к Божественной славе».

Потеряна радость? Радость, приобретенная через церковную жизнь, улетучивается после того, как мы говорим себе: «Какой же я открытый Богу, радующийся человек!» Или: «Моя молитва стяжала для меня эту радость».

И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился (2 Кор. 12,7-10). Перечитайте еще раз эти слова апостола Павла. Жизнь мира рождает в нас скорбь, но скорби были и у святых. Они находили в них почву для молитвы. Разве могла бы родиться Псалтирь, если бы не было столько скорбей, бед и падений у пророка Давида? Разве были бы у нас дивные покаянные молитвы, составленные святыми, если бы они не ощущали чутко грех в себе и вокруг себя? Не сидя за столом они сочиняли эти слова, а рождали их в покаянии, и покаяние их было настоящим. Не играли они, а каялись.

Духовная жизнь заключается не в переживаниях и возвышенных чувствах, она в перемене, которая происходит в нас благодаря Христу. Дух Святой нас делает сообразным Ему, очищает в нас образ Божий. Нам необходимы все ощущения, сопровождающие этот процесс, и чувство богооставленности нам тоже необходимо. Познав радость богообщения, мы будем искать ее снова и снова. Жизнь подвижника-христианина - ристалище. Бег на этом ристалище не прекращается, пока мы живем. Ни на день, ни на минуту нельзя сойти с дистанции. У этого бега есть цель: единение с Богом. В этом и смысл Христова воплощения. «Так бегите, чтобы получить» (1 Кор. 9, 24).

Чтение духовной литературы в нас должно рождать подъем, решимость, радость, а не вводить в отчаяние. Вот, почитайте-ка духовные писания св. Иоанна Кронштадтского, св. Силуана Афонского, оптинских старцев. Труды современных учителей православной духовности: архимандрита Софрония Сахарова, митрополита Антония Сурожского. Эти книги своей просветленной любовью рождают радость и надежду, открывают нам свет в конце тоннеля.

Важно уметь правильно себя оценивать и понимать, - что я могу вместить, а что нет. Евангелие и жития святых - образец, но не роль, выписанная на бумаге, ряженые Богу не нужны. Если мы не столпники - это еще не беда, но если мы актеры в церковной жизни - это трагедия. Будьте подлинны. Не надо отчаиваться от своего несовершенства. Отец Иоанн Кронштадтский писал в дневнике: «Бог никогда не даст нам увидеть в себе зло, если Он знает, что наша вера недостаточно крепка для того, чтобы устоять перед таким видением».

Вы говорите: «Серебряными нитями стали проявляться законы и промыслы Бога». Это видение участия Бога в нашей жизни очень важно, если не самое важное. Это то, что отличает нас, людей верующих, от незнающих Единого, Личного Бога Творца и Промыслителя. Если мы ощущаем участие Бога в нашей жизни - это очень радостно.

Посему - стремитесь в церковь, не сомневаясь, идите на причастие. Не надо ставить телегу впереди лошади. Сначала я стану святым, а потом пойду причащаться. Св. Иоанн Кронштадтский говорил, что именно в причащении мы получаем силы от Бога на молитву, пост и всякое доброделание.

А закончу словами архимандрита Георгия, игумена обители св. Георгия на горе Афон. «Конечно, все сразу не приходит. Всю жизнь, шаг за шагом, ступень за ступенью, ведет православный христианин борьбу за стяжание в Церкви благодати Божией - смирением, покаянием, молитвой, Святыми Тайнами, восходя к освящению и обожению. И разве не в том наше великое призвание и цель этой жизни, чтобы восходить? Не так уж и важно, до какой меры мы поднимемся здесь. Важно идти вперед - в борении, которое всегда в преизбытке награждается Богом: здесь и в будущем веке». Аминь».

Недоумения Анны ЕРШОВОЙ разрешил священник церкви св.вмч. Димитрия Солунского в Коломягах Александр РЯБКОВ