Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Пути паломника

ДОРОГОЙ ВАЛААМЦЕВ

В наши дни всеобщего оскудения мало кому удается прилепиться к духовным наставникам: нет их почти. Видно, по грехам нашим сироты мы. Как ни трудно это, приходится сверять свою внутреннюю жизнь с опытом прошлого, наследниками которого мы, немощные, оказались. Но «без наставника очень опасно руководиться одними книгами. Живущий без руководства - по Лествичнику - «не надежный», ибо он кичится». (Из писем валаамского старца схиигумена Иоанна († 1958). И все же, все же… Нет у многих иного выхода, как собирать крупицы духовного опыта из наставлений подвижников прошлого, да еще - из собственных ошибок и падений.

От того, что дерзаем своим, еще непросветленным, плотским разумением толковать Священное Писание и, что еще печальнее, - бездумно, механически прилагать глубочайшие, непостигаемые богословские понятия к своей, увы, несовершенной, запутанной жизни, - многие беды в нашем церковном бытии.

Но от уныния лечит нас сознание, что Господь Вселюбящий - с нами, знает все и ведает, попускает, испытывает и не оставляет. Значит, такой путь нам предуготован и благословлен. И будем спотыкаться, и будем падать, и, надеемся - восставать. И - впитывать опыт шедших впереди.

Наставления подвижников благочестия любимы церковным народом. Особенно трогают сердца слова тех, кто близок нам во времени. Дорог нам подвиг современных греческих старцев; письма духовным чадам приснопамятного владыки Иоанна (Снычева), ныне здравствующего архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Наш нынешний разговор - об уже упомянутом валаамском схиигумене Иоанне. Небольшая книжечка его избранных «Писем валаамского старца», вышедших несколько лет назад, не осталась незамеченной. Когда читаешь эти письма, ловишь себя на мысли, что они словно адресованы тебе…

«Ни Бог, ни я тебе не помогут, если сама не будешь трудиться в благочестии. Без нас Бог не спасет нас… Какой же ты хочешь иметь толк? Или хочешь увидеть себя во всем исправной и святой? Так в духовной жизни не бывает. Будь довольна тем, что видишь свои недостатки, ибо от этого незаметно, постепенно приходит, хотя и в малой степени, смирение. А уклонения и увлечения очень смиряют нашу самость».

«Тяжелей всего познать себя самого. Если будешь строго следить за собой, увидишь себя хуже всех, тогда и хвалящий тебе не повредит, ибо люди смотрят только на внешность человека, а внутреннего его не знают, исключая духовную жизнь проводящих. Чем больше человек приближается к Богу, тем больше видит себя неисправнее и грешнее. «Если человек увидит свои грехи, аки песок морской, это знак здоровья души» (прп.Петр Дамаскин). При этих чувствах отчаянию нет места, душа наполняется умилением и любовью ко всем живущим на земле. Блаженны люди, которые приходят в это состояние. Горе, если человек увидит себя праведным». «Когда человек следит за собой, тогда другие кажутся ему хорошими, ибо прямое око на всех глядит прямо, а кривое - криво»…

Интересна история написания этих писем. Их главный адресат - Елена Акселевна Армфельт, духовная дочь старца. Она родилась в Кронштадте, в известном роду финских шведов, удостоилась в младенчестве благословения всероссийского пастыря прав.Иоанна Кронштадтского. Воспитываясь в Смольном институте, встречалась с Императорской четой. После революции оказалась вместе с матерью в Хельсинки, где и провела оставшуюся жизнь. В начале 1930-х годов Елена Акселевна совершила паломничество на святой остров Валаам, отошедший после революции к Финляндии. Тогда и произошло знакомство с отцом Иоанном. Батюшка был к тому времени уже опытным пастырем. С шестнадцати лет он подвизался на северном Афоне, десять лет был игуменом Печенгского монастыря. Последние годы жил в давно знакомом и любимом валаамском скиту Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

«Мне было так легко довериться ему, - вспоминает Елена Акселевна первую встречу с отцом Иоанном. - Я ему рассказала все, ничего не боялась. Рассказала все, что было на душе». При прощании священник предложил Елене писать ему о своих делах. Так завязалась эта переписка, ставшая наиболее духоносной во время вынужденного переселения валаамских старцев вглубь Финляндии, в созданный ими Ново-Валаамский монастырь.

«Христос посреди нас! …Ты пишешь о своих болезнях, что они посланы Богом за грехи твои. Нет, не так надо думать. Судьбы Господни непостижимы, и наш ограниченный умишко не может понять их, почему какие болезни и скорби даются нам грешным. Однако знай, что в сей юдоли плачевной, временной жизни, миновать их не можем. Умудри тебя Господи! Не представляй Бога очень строгим судьей и карателем. Он очень Милостивый, принял нашу плоть человеческую и пострадал, как человек, не ради святых, а ради грешников, подобных нам с тобой. Отчаиваться не надо, ибо нет греха, превышающего Божие милосердие, отчаяние всегда дьявол наносит, его слушать не надо. Старайся, по возможности, исполнять заповеди Господни, не осуждай никого и ни в чем, и не будешь осуждена; если будешь следить за собой, конечно, найдутся грехи, которые не дадут причины осуждать других. Еще: «Чего себе не желаешь, того и другим не делай», и прочие евангельские заповеди».

…Думалось ли мне, когда читала эти строки, что Господь сподобит поклониться могилке старца Иоанна на кладбище Ново-Валаамского монастыря в Финляндии? Нет. Но это произошло.

† † †

Наша паломническая группа направлялась к чудотворной Коневской иконе Божией Матери, находящейся в Спасо-Преображенском соборе Нового Валаама.

Эта поездка приоткрыла крестные пути русского Православия в XX веке. Мы узнали, как монахи старейших, знаменитых, богатых монастырей (имевшие к тому времени финское гражданство) были вынуждены спешно покидать дорогие обители, сохраняя святыни и иноческое преемство от безжалостного молоха большевизма.

После финской войны 1939-40гг. пограничные земли, в том числе острова Валаам, Коневец, Печенгский монастырь были возвращены советской России. Теперь мы можем лишь догадываться, какой сердечной болью далось инокам разорение святых обителей, которое они вынуждены были совершать своими руками… Не узнаем мы и том, какими трудами, скорбями дался этот переезд, ведь к тому времени монахи достигли пожилого возраста: поступление молодых послушников после революции прекратилось.

Когда валаамские иноки искали в Финляндии место для поселения, в главном здании одной усадьбы в местечке Папинниеми они увидели икону своих дорогих покровителей прп.Сергия и Германа Валаамских. Вопрос о поселении был решен.

Усадебные постройки были мало приспособлены для монастырской жизни. Помещение, перестроенное под церковь, являлось и трапезной. Жили иноки в стесненных условиях, по несколько монахов в кельях, вещи приходилось хранить в коридоре. Со временем к валаамцам присоединились коневецкая и печенегская братии. Многотрудно протекали последние годы жизни русских монахов, души их тосковали по родным обителям. Схиигумен Иоанн пишет, что валаамским иноком Ксенофонтом скорбь овладела настолько, что он пошел назад, на Старый Валаам: «Границу пересек благополучно. В Сердоболь шел пешком. Там посадили в тюрьму, сидел больше месяца. Потом перевезли в тюрьму Петрозаводска. Оттуда конвоем направили на финскую границу. Пятнадцать раз его допрашивали: «Теперь не хочешь больше идти на Валаам?»

…Светлым морозным утром наша паломническая группа пришла на кладбище Нового Валаама, где нашли последний приют сто пятьдесят русских монахов. Здесь - покойно, скромно и благодатно. Нынешние насельники Нового Валаама - православные финны - с присущей им тщательностью и аккуратностью ухаживают за могилками. Мы помолились об упокоении зде лежащих иноков… Вот и перевернута еще одна страница жития русского монашества.

Множество православных святынь сохранилось в Финляндии. Большая их часть находится в «Музее Православной Церкви Финляндии» г.Куопио, в музее Ново-Валаамского монастыря. А главная святыня - чудотворная Коневская икона Божией Матери - хранится в Спасо-Преображенском соборе Нового Валаама.

…Этот образ известен в России с XIV века. Тогда прп.Арсений Коневский, подвизавшийся на Святой Горе Афон, получил благословение на подвиг устроения монастыря в России. Прп.Иоанн Зидон, игумен одного из Афонских монастырей, благословил его образом Пресвятой Богородицы. Коневская или Акафистная икона - греческого письма, изображает Божию Матерь с Предвечным Младенцем, держащим в руке голубиного птенца как символ очищения (Лк.2,22-24). Со времени основания Коневского монастыря сей образ прославился многими чудотворениями. Слава о них привлекла на о.Коневец многих боголюбцев, искавших иноческого подвига. В XVI веке помощью Божией Матери монастырь был спасен от нашествия шведов. Вскоре коневская братия с чудотворной иконой переселилась в Новгородский Деревяницкий монастырь, где святыня пребывала более двухсот лет. Перед возвращением в родную обитель Коневская икона была препровождена в Петербург для возложения на нее сребро-позлащенной ризы. Здесь от образа произошли благодатные знамения…

Теперь эта святыня хранит пределы Финляндии. Коневская икона Божией Матери - самая великая, глубоко почитаемая православная святыня этой северной страны. Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

…Приблизившись к иконе, мы увидели глубокую царапину. Это -след времен финской войны, когда перед отъездом в Финляндию среди братии монастыря разгорелся спор: брать святыню с собой или оставить ее в обители. То, что чудотворный образ был увезен в Финляндию, скорее всего, сохранило его от поругания. Ведь как только иноки покинули святой остров Коневец, он был разорен и осквернен.

…Чувства благодатной радости и ноющей боли странным образом переплетались в душе во время поездки на Новый Валаам. У святынь сердце оттаяло, но забыть горькую причину их прибытия сюда было невозможно. Но главное смущение вызывал, конечно, переход Финляндской Православной Церкви на новый календарный стиль. В храме, где хранятся святые иконы Валаама и Коневца, мы не присутствовали за Божественной литургией, не могли подойти к Святой Чаше…

Благодарение Богу, сердце успокоилось прежде разума. Вернувшись домой, отдохнув и отогревшись после нескольких часов пребывания на морозе (наш автобус сломался: без искушений - какое паломничество?) я сумела расслышать в душе неземную музыку ликования, известную всем паломникам. Тогда разрешились давно тяготившие недоумения, прикоснувшись к святыне, обновилась душа и - чуть отпустило… Слава Богу за все. Ничто не свершается без Его святой воли.

Не забыть строгой, величественной красоты гранитных скал Финляндии, обрамляющих сосновые леса. Ее природа, первозданный покой которой не нарушила современная цивилизация, полюбилась с первого взгляда. Благодарим паломническую службу Коневского монастыря за поездку в эту близкую и - столь далекую - северную страну Суоми, давшую приют изгнанным из родного Отечества святыням, хранящую память о дорогих старцах, которые и сейчас наставляют нас и, уповаем, молятся о нашей бедной России.

Марина МИХАЙЛОВА