Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Время веры

ВОЗВРАЩЕНЕЦ

Во время паломничества в Свято-Введенский женский монастырь г.Иваново мне довелось познакомиться с публицистом Марком МАРКИШЕМ, одним из авторов православного обозрения «Радонеж». Мы сидели в его крохотной келье и разговаривали.

- Расскажите немного о себе, о Вашем непростом пути.

- Путь, действительно, оказался непростым по перечислению событий, но на самом деле был очень щадящий, во всем чувствовалась Отеческая забота Господа. Еще 16 лет назад я был далек от Православия. В 1985 году я уезжал из Советского Союза в Америку. Была коммунистическая власть, и тогда многие уезжали, особенно евреи. Перед отъездом в глубине моей души что-то произошло, и я принял решение стать христианином. Это не объяснялось внешними событиями, а было вызвано внутренним состоянием. С этой мыслью я с семьей (у меня уже были дети) уехал.

Прожив год в Америке, я сказал себе: «Надо исполнять обещание». Стал интересоваться Православием, узнал о существовании старого и нового стиля, разных юрисдикций. Решил разобраться.

На Воздвиженье Креста Господня в 1986 году я зашел в храм Русской Зарубежной Церкви в г.Бостоне. Ожидая священника, стал рассматривать икону Собора Новомучеников Российских, теперь подобная есть и у нас. А тогда я увидел ее впервые. События, сюжеты, лики этой иконы (клейма изображают страдания России в XX веке) стали разговаривать со мною на языке, который я понимал, но который для меня оказался неожиданным в той ситуации. Передо мною всплыла вся моя жизнь, рассказы родителей, бабушек и дедушек, хотя в моей семье не было православных, вспомнились произведения А.Солженицына… Поэтому, когда подошел священник, я забыл свои вопросы о календаре, сразу попросил крестить меня в православную веру. И после оглашения я окрестился. Во время Крещения священник Роман Лукьянов, большой друг России, часто бывающий здесь, сказал слова, которые часто вспоминаются: «Вы пришли к Святой купели, это замечательно, может быть, думаете, что чего-то достигли. Ничего подобного, это ваш первый шаг. Ваш путь только начинается и путь этот будет непростой. Готовьтесь к трудностям, помоги вам Господь». И все вышло именно так. Распалась моя семья. Моя дочь стала православной, моя жена и сын православными не стали. Мы расстались. Когда дочь повзрослела и стала самостоятельной, я лишился единственного оправдания своему нахождению в Америке. И когда началась война в Сербии, я сказал себе: «Все, я здесь больше не жилец. Если бы я был американцем, если бы эта земля была моей - другое дело». Послал письмо в русское посольство, получил паспорт, русское гражданство.

Стал писать письма друзьям. Мне ответили: «Отец Амвросий в Иваново тебя ждет, приезжай». Так я оказался здесь. Уже полгода. Слава Богу, здесь меня держат, поят, кормят, я очень благодарен всем. Чем могу, что умею - тем помогаю. Начиная от чистки снега, кончая секретарскими, компьютерными делами.

Живу сегодняшним днем, потому что появилась такая возможность. Отец семьи не может жить сегодняшним днем, не заботясь о будущем урожае. Но я волею обстоятельств не отец семьи. Теперь в монастыре живу, действительно, как птицы небесные.

- На ваш свежий взгляд, что важнее всего сейчас в русском Православии?

- Православное просвещение. Противник очень умело использует печатное слово против нас. До революции православное просвещение по крупицам собиралось светочами Православия, молитвами и слезами. Потом все семьдесят лет разорялось. Невозможно, чтобы через десять лет все вдруг стали Феофанами Затворниками. Но стремиться к этому надо. Этого надо добиваться, за это надо сражаться.

Можно бы пожелать всем священникам после проповеди говорить: «Позади вас есть сокровищница - церковная лавка. Вы покупаете там свечи, заказываете молебны и панихиды, приобретайте и книги, читайте их. Какие-то вам понравятся, другие нет, приходите, спрашивайте, делитесь друг с другом. Впитывайте православные знания. Ежедневно, чтобы это становилось частью вашего сознания».

Таким же важным участком фронта в нашей борьбе является и православная печать, периодика. Здесь мы выходим на дело воссоздания, защиты или, не дай Бог, разрушения, русского языка. Это очень важно. Русский язык, на котором мы говорим, думаем, перерождается. Вспомним Маяковского: «Я знаю силу слов, я знаю слов набат, Они не те, которым рукоплещут ложи. От слов таких срываются гроба … шагают(?) шестерками своих дубовых ножек». Маяковский не относится к числу православных поэтов, но пророчества остаются пророчествами. Православная журналистика представляет арену борьбы за русский язык.

- Что бы хотели вы сказать современной Америке?

- Ответ непростой. Я знал лишь православную Америку. Она же отличается от Америки в целом, как и Русь Святая от Советского Союза. Глядя на православных людей в Америке, на их ежедневную борьбу и трудности, их надежды и чаяния, можно было и нужно было укрепить на их примере свою веру. Они осознанно и целенаправленно идут против всего того, что их окружает.

Вспоминается проповедь американского священника о.Лаврентия. Он говорил о самарянке, вспоминая, как Господь сказал: Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам (Мр.7,27) «Мы, американцы, и есть те самаряне, - сказал батюшка. - Мы - люди, внешние Православию. Русские, греки, сербы - народы, которые пронесли эту веру в себе, сохранили ее, а мы должны помнить, кто мы такие, вести себя скромно, мы «не дети» в Православии. Но как же больно и страшно видеть настоящих «детей», которые этот хлеб попирают ногами.

- Приглашаю вас стать одним из авторов нашей газеты.

- С радостью.

Александр РАКОВ, г.Иваново-СПб