Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Подружие

МАТУШКА АННА

Когда я вошла в этот дом (а это был дом священника), то словно перенеслась на тридцать лет назад - в свое детство. Тогда, маленькой девочкой, я бывала в доме другого священника. У батюшки были дети моего возраста, и меня часто приглашали в гости. Хотя родители мои не были тогда верующими людьми, я не испытывала раздвоения и очень любила бывать в этом доме. Не забыть переполнявшего меня тогда чувства благодарности хозяевам дома. В их доброте и ласке было что-то удивительное. Это одно из самых ярких впечатлений детства. Но только теперь я понимаю, что младенческая душа ощутила тогда впервые благодать христианской семьи - малой Церкви, преддверия Отчего Дома.

Прошли годы, многое забылось. И вдруг, переступив порог дома отца Владимира Сорокина, я вспомнила детство. Только теперь я уже многое понимала. Знала, что дух любви, тепла и уюта в доме поддерживает хозяйка - жена, мать, матушка. Хозяйка этого дома - матушка Анна Сорокина - произвела удивительное впечатление. Редким сочетанием взаимоисключающих, на первый взгляд, качеств. Ей как-то удавалось и участвовать в разговоре, и - оставаться в тени. Воочию пришлось увидеть, что матушка - подружие батюшки, его верная помощница. Какое тонкое чувство такта, внимательности, предупредительности. Господи, как же научиться этому, сколько надо прожить и пережить!

Радостью этого знакомства сразу захотелось поделиться с читателями. Но матушка Анна, услышав предложение о встрече с корреспондентом, смутилась: «Что вы, я такая грешная…» Лишь по смирению и за святое послушание она согласилась на этот разговор. Мы попросили Анну Ивановну поделиться воспоминаниями о своей жизни, преподать наставления молодым матушкам.

- Родители мои были простыми верующими людьми, жили в миру, но у мамы была большая тяга к духовной жизни. Благодаря маме мое детство прошло в церкви. Я выросла на Черниговщине - древнерусской православной земле, очень этим дорожу. В те послевоенные годы она еще была пропитана духовностью благодаря монахам в священном сане, которые укрылись в захолустье после закрытия монастырей или вернувшись из ссылки. Они жили по селам, в неизвестности. Верующие знали об этом и тропочки к ним находили. Из детства помню, что мама ходила к старенькому священнику отцу Николаю, бывала она и у прп.Лаврентия Черниговского, брала с собой старшего брата. До конца своих дней она поминала схиархимандрита Лаврентия. Очень любила мама Киево-Печерскую лавру, куда брала и меня.

Мама пела в церковном хоре, у нее был хороший голос. Знала Устав, была псаломщицей. Самыми дорогими мамиными гостями были старые монахини из разоренных монастырей. Они жили в те годы при храмах, несли церковное послушание. Так при церкви и прошло мое детство.

В школу пошла в конце пятидесятых - начале шестидесятых годов - время хрущевских гонений на Церковь. Для детской души это явилось тяжелым испытанием. Мама наша была очень твердой веры, а в школе на всех уроках велась атеистическая пропаганда. Да и вся жизнь была пропитана воинственным безбожием. Это влияние внешнего мира было очень велико. Чтобы преодолеть его, надо было быть не от мира сего, я не была такой. Понимаете, тогда обрабатывали каждого человека, оставить тебя в стороне - мол, живи как хочешь, не могли. Ты должен быть со всеми. И никуда не денешься, не спрячешься. Потому что тогда еще была жива вера в людях, и ее надо было убить.

Когда пришло время носить пионерский галстук, мама сказала мне: надевай так, чтобы я его не видела. По дороге домой я его снимала. Вид галстука очень ранил маму. Она пережила время репрессий, душа ее болела при воспоминаниях. Если для меня это было уже историей, да и мала я еще была, чтобы понять толком, то для мамы пионеры, комсомольцы - это безбожники.

Иногда в школе устраивали медицинские осмотры, во время которых проверяли наличие нательного крестика. Приходилось спешно снимать и прятать крест, потом надевать. Мне это раздвоение трудно давалось.

Несмотря на назойливую пропаганду атеизма, у меня не было периода безверия. Вера хранилась в подсознании. Великое дело - в детстве приобщить детскую душу к вере.

Закончив школу, приехала в Ленинград, поступила в институт. Отец Владимир тогда вместе с моим братом заканчивал Духовную Академию. Когда мы поженились, жили при Духовной академии, поэтому дети наши выросли как в теплице. У нас был свой круг, вместе росло восемь детей из разных семей. Дни рождения, дни Ангела отмечали вместе. Храм - рядом. Особое духовное значение для детей имели поездки в Пюхтицкий монастырь. Милость Божия, выросли в благоприятной среде.

Вспоминая те годы, как не сказать о почитании святых. Вот не знали мы тогда, что святые мощи нашего преподобного отца Серафима Саровского находились в Ленинграде, но необыкновенное чувство испытывали к нему. Помню, в Никольском соборе - много святых, все дорогие, но так всегда хотелось подойти к образу прп.Серафима, хранящемуся в нижнем храме. Очень близкий он был, душа тянулась поклониться ему. Преподобный имел влияние на многих. Очень любили люди на акафистах его бывать. И когда оказалось, что он в нашем городе был, мы все это очень сильно переживали, не я одна. То было особенное событие. Да, его святые мощи были в поругании, в небрежении, мы не знали этого, но не просто так находился здесь святой, а словно бы по-особому хранил город, нас, грешных. Может, я что неверно говорю, но мы так чувствовали. Существовало какое-то невидимое притяжение. Недавно прославленный святой, наши родители его глубоко почитали, передали это нам.

Св.Ксения блаженная, праведный Иоанн Кронштадтский - такие предстатели у нас, теперь можно свободно им молиться, прежде люди украдкой ходили. Я не знала этих мест, но почитала их с детства: в мамином поминании были их имена.

То время приучило нас жить тихонько, нас и так достаточно клевали. Мы и приспособились тихонько молиться, тихонько почитать. Это были, конечно, уже не тридцатые годы, когда храмы закрывались. Мы вели полулегальное существование. Коль уж семья священника, то ходите в церковь, молитесь - что с вами делать. Вот других не пускали, особенно молодежь. Вспоминаю такой случай. Было это в конце 70-х годов, когда о.Владимир был настоятелем храма на Волковском кладбище. В Великую Субботу вечером я с детьми пришла к Пасхальной службе. В храме к нам подошел милиционер и строго сказал: «Уходите с детьми домой!» Я опешила: как домой? Весь год ходим в храм, на Страстной были в храме, у Святой Плащаницы, а на Пасху домой?! Тут кто-то догадался, сказал, что это дети настоятеля. Пришлось доказывать это. Только тогда нас оставили в покое.

В наше время не было возможности такой духовной жизни, которая появилась сейчас. Нам требовалось наставление, а его не хватало, тогда часто практиковались общие исповеди. Сейчас, когда у многих из нас есть духовники, и то не всегда бываешь доволен своею исповедью. Это - дело ответственное.

Сейчас очень благодатное время. Господь дал его нам на крови мучеников, такие святые предстательствуют за нас. Есть возможность покаяться во всем. И в своей прежней усыпленности, во всем-всем. Мне было удивительно и радостно услышать от внучки накануне Благовещенья: «Бабушка, я завтра в школу не пойду. Я сказала учительнице, что завтра праздник, я пойду в храм. - Да-да, Машенька, конечно, иди». Меня это так тронуло, вспомнилось свое детство. Тогда не дай Бог было школу пропустить в церковный праздник. В эти дни особенно строго следили. Во времена моей молодости в Печорах был случай: верующим людям грозили лишением родительских прав за воспитание детей в вере. Тогда могли сфабриковать дело, обвинить в мракобесии, в том, что морят ребенка постом.

† † †

Кто-то получает пользу от общения, а другим, и мне в том числе, больше по душе одиночество. Если есть время, я лучше почитаю, чем стану с кем-то говорить. Богословские, аскетические книги мне не по силам. Жития святых как-то не навыкла читать, грешная. Надо, надо бы читать, но за долгие годы словно что-то наросло на них, чувствуется какой-то трафарет. Многие читают, а я не дошла еще. А вот жития подвижников благочестия прошлого и нынешнего веков, которые близки нам, люблю читать. Проникаться их подвигом, такие примеры они дают нам.

Можно посоветовать молодым матушкам прочитать книгу Наталии Николаевны Соколовой «Под кровом Всевышняго». Очень полезное чтение. Запомнились воспоминания ее сына, недавно почившего владыки Новосибирского Сергия «Правдою будет сказать», жалко, что он скончался, так прониклась к нему. В юности он служил иподьяконом у Патриарха Пимена, о котором мы ничего не знали тогда. Владыка Сергий написал о нем: «Наш Патриарх был в золотой клетке». Вообще, это удивительная семья. Сколько полезных наставлений можно почерпнуть из труда отца Н.Н.Соколовой - Н.Е.Пестова «Путь к совершенной радости». Жизнь Николая Евграфовича - пример всем нам.

† † †

Духовные чада, прихожане видят батюшку как священника, пастыря, а матушка видит его просто как человека. Ведь он тоже грешный человек, как и все. У каждого свой характер. Человек борется с этим характером, но разные бывают успехи. Это свой внутренний крест, его приходится нести. Каждый человек знает свои недостатки, но одно дело самому это видеть, а другое дело, когда человек, который рядом с тобой, тоже их видит. А у того, другого - свои немощи. Друг друга тяготы носите. Таков удел многих матушек, как сказал мне один священник.

…Я, грешная, не нахожу возможным кого-то чему-то учить, наставлять. То время давило нас. Чему мы можем научить сейчас, когда так легко дышать. Это мудрый, сильный человек в любое время найдет возможность молиться и благодарить Бога.

Молодым трудно иметь рассуждение. Но это самое главное, надо к нему стремиться. На любом посту. Но этот - особенный. Надо молиться Богу, читать Евангелие, жить по заповедям Божиим, и Господь вразумит. Ничего нового нет - этой истине уже две тысячи лет.

Встречалась М.Михайлова