Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Слово пастыря

СОБОРОВАНИЕ

Елеосвящение или, как еще называют в народе, - соборование - это Таинство, в котором при помазании тела освященным маслом нисходит Божия благодать, врачующая телесные и духовные немощи человека. Это Таинство Церковь предлагает не как напутствие умирающему, а как Таинство исцеления, как возможность приостановить духовное и физическое умирание.

Соборная молитва священников разрушает греховные преграды между Богом и человеком, совершая то, что недоступно личному покаянию христианина. Например, забытые или совершенные по незнанию грехи. Такая молитва священников, соединенная с молитвой болящего и тех, кто присутствует на соборовании, призывает поток благодатной Божией помощи, обновляющей всего человека.

Таинство елеосвящения установлено Самим Господом. Евангелист Марк свидетельствует нам, что апостолы, посланные Спасителем, пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк.6,12-13). Молитва веры и помазание болящих маслом во имя Господне - основа Таинства, в котором исцеляется болезнь и прощаются грехи.

Над больным православным христианином Таинство елеосвящения может быть совершено в любое время суток во всякое время церковного года. Больные и должны в первую очередь прибегать к этому Таинству. Елеосвящение выявляет волю Божию о болящем. Больной или исцеляется, или получает Божие благословение на дальнейший подвиг несения болезни, либо должен смириться с дозволением смерти разрушить нашу тленную плоть.

Однако не только больные физическим недугом нуждаются в этом Таинстве. В древней Церкви оно совершалось над кающимися. Основанием для этого служило указание апостола Иакова на отпущение грехов в Таинстве елеосвящения.

Первое упоминание на применение этого Таинства над кающимися находим в III веке у Оригена. Кающихся соборовали для примирения их в Церковью и для отпущения грехов, после чего они причащались Святых Христовых Таин.

…Сегодня мы так далеко отстоим в духовном отношении от первых христиан, что нам для примирения с Церковью и для отпущения многочисленных грехов соборование более чем необходимо. Кроме того, опытные духовные духовники благословляют обязательные соборование тем, кого мучит уже исповеданный однажды грех. Но не для того, чтобы вновь его отпустить, т.к. он уже был ранее отпущен в Таинстве исповеди, а именно для того, чтобы елеосвящением уврачевать душу и примирить человека с совестью и Церковью.

Народ христианский со временем все более и более погрязал в грехах, и Церковь, нисходя к немощи верных, стала совершать елеосвящение и над физически здоровыми, но духовно больными членами Церкви. Прп.Иоанн Дамаскин, живший в VIII веке, советует собороваться и здоровым, включая и священника, совершающего Таинство. Начиная с X века, когда соборовали больного, соборовали и всех присутствующих при совершении Таинства. Иерусалимский Устав предназначал чин елеосвящения в одинаковой мере «здоровому и болящему».

В Русской Православной Церкви в XVI веке установился обычай так называемого общего маслоосвящения в определенные дни года. Как правило, это был Великий Четверг или Великая Суббота, когда и совершалось соборование над всеми желающими принять его. Обычай общего соборования в дни Великого Поста сохраняется в нашей Церкви и доныне. Обязательное соборование во Святую Четыредесятницу всем христианам благословляли и оптинские старцы.

Поэтому очень жаль православных христиан, которые, подпав католическому пониманию елеосвящения как напутствия умирающему, лишают себя этого спасительного Таинства.

Священник Сергий БЕЛЬКОВ, СПб