Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Письма со Средиземноморья

Православная церковь в Ливорно
и российская государыня

Теперь этой церкви нет - одну из старейших православных церквей в Италии безжалостно сломали при Муссолини. Тоталитарный строй всегда действует одинаково - сначала фашистские власти разогнали греко-православную общину, затем закрыли храм как не имевший прихода, а потом сломали его как бесхозный.

От него, впрочем, остались разного рода реликвии. И среди самых ценных - подарки российского правительства ливорнийским грекам.

Их можно было увидеть в Афинах прошлым летом. Небольшая, но значительная в художественно-историческом отношении экспозиция была развернута в залах Византийского музея. Она содержала ценную утварь, пожертвованную Екатериной II в Ливорно. Утварь эта хранится в музейных запасниках, и после закрытия выставки была туда обратно водворена.

Замечательные произведения русского церковного искусства - потиры, дискосы, оклады - хороши сами по себе. Однако в данном случае их собрание напомнило об интереснейшем эпизоде внешней политики России в XVIII веке.

Ливорно во время русско-турецкой войны 1768-74 годов стал важнейшей стратегической точкой Средиземноморья. По согласованию с тосканским правительством порт превратился в базу флотилии Алексея Григорьевича Орлова, впоследствии получившего за свои военно-морские успехи почетный титул графа Чесменского. Здесь же молодая империя закупала новые корабли.

Одной из опор русского присутствия в Средиземноморье являлся греческий единоверный мир, и поэтому ливорнийская православная церковь попала в поле внимания нашей рассчетливой государыни.

История храма восходила к XVI веку: в католической Италии город Ливорно, получивший статус «порто-франко», отличался своей удивительной по тем временам веротерпимостью. Эллины были приглашены туда тосканскими властями, желавшими с их помощью развить морскую торговлю и покончить с пиратством. Екатерина, узнавшая о храме накануне войны с турками, одарила греческую общину ценнейшими предметами - вне сомнения, с ее стороны, в первую очередь, это стало дипломатическим актом.

Первое пожертвование совершилось в 1764 году: одно из выставленных в Афинах драгоценных Евангелий начинается пышно убранным текстом, вклеенным в форзац: «Божиею милостью, Мы, Екатерина Вторая, Императрица и Самодержавица Всероссийская, Всемилостивейше пожаловали в город Ливорну в новопостроенную Греко-кафолического исповедания церковь Живоначальныя Троицы церковную утварь, а именно [далее идет обширный список подарков]». Второе крупное дарение произошло в 1786 году: имущество упраздненной посольской русской церкви на Майорке было отписано царицей в тосканский порт.

Любопытно, что ссылаясь именно на Троицкую греческую церковь, Орлов выманил из Пизы даму, вошедшую в историю как княжна Тараканова: он обещал ей православное венчание, но «свадебное путешествие» закончилось для незадачливой авантюристки камерой Петропавловской крепости. Итальянцы, кстати, были так возмущены дерзким похищением, что Орлов не решился более вернуться в Ливорно.

Россия даже пыталась включить ливорнийский храм в свои церковные структуры, на основании оказанной ему широкой благотворительности. Но этому резко воспротивился Александрийский патриарх, в ведении которого прежде состоял приход (сейчас итальянские греки находятся под омофором Константинопольского патриарха).

О Троицкой церкви много писал в своих воспоминаниях граф Михаил Дмитриевич Бутурлин, похоронивший в ее притворе отца, графа Дмитрия Петровича, знаменитого библиофила и эрудита рубежа XVIII-XIX веков, одного из первых директоров Эрмитажа. Греческий священник из Ливорно, Иоахим Валламонте, совершал богослужения в домовой церкви Бутурлиных во Флоренции и ради этого даже выучил наизусть славянскую литургию.

Храм имел, увы, трагический конец. Сейчас на его месте - резиденция ливорнийского муниципалитета в стиле «фашистского конструктивизма».

Немного загодя до сноса греки через свои дипломатические каналы передали ряд драгоценных предметов в афинский Византийский музей. Однако большая часть утвари и икон была итальянцами национализирована и помещена в Городской музей Ливорно. Так что полностью оценить щедрость российского правительства можно, лишь побывав в обоих музеях, в Греции и в Италии. Также, как и вспомнить утраченный фрагмент истории православия.

Сейчас, впрочем, православная община в Ливорно возродилась. За отсутствием былого великолепного храма в центре города православные собираются в кладбищенской Успенской церкви. Она хорошо сохранилась - фашистские власти, как и советские, боялись кладбищ (это характерно для большинства атеистов) и не осмелились там хозяйничать.

Своего священника у православных ливорнийцев нет - приход окормляет архимандрит Афинагор (Фазиоло), живущий в другом городе.

В память же своей погибшей Троицкой церкви греки недавно устроили придел, посвятив его, конечно, в честь Живоначальной Троицы.

Михаил ТАЛАЛАЙ, собкорр., Афины-Ливорно