Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

История епархии

РОВЕСНИЦА ПЕТРОПАВЛОВСКОГО СОБОРА

Серой безформенной громадой доминирует над строениями Квар-тала между Рижским и Старопетергофским проспектами здание ки-нотеатра «Москва». Кичливые, вызывающие афиши предлагают низ-копробное заокеанское зрелище. Здание это уже считается исто-рическим, так как существует со времён первых пятилеток. К этому сооружению уже привыкли. И мало в городе найдётся лю-дей, которые знают, что на месте кинотеатра когда-то была прекрасная церковь. Церковь во имя Святой Великомученицы Ека-терины, ведшая счёт свои годам со времени основания города, ровесница Петропавловского собора, построенная по велению и под суровым оком Петра Великого.

Реформа русской Церкви была одним из любимых детищ Петра. В этой своей деятельности Пётр, чаявший разрыв страны со своим патриархальным прошлым, предусмотрел ряд особых мер. Одной из них был перенос столицы из Москвы - оплота противления рефор-мам - в новую столицу европейского типа. Но в новой столице должны были быть и новые - европейского вида - церкви. И мно-жество таковых возникло в годы царствования Петра I. Некото-рые из новых церквей, по мысли Государя, должны были стать па-мятниками его победам. Основание церкви св. Екатерины в Ека-терингофе было приурочено к памяти первой победы Петра над шведами в 1703 г. и произошло в 1707 г. По преданию, именно в этой церкви Петр I тайно обвенчался с Екатериной Алексеевной. Рядом с церковью был построен по приказу царя дворец, который он подарил Екатерине ко дню официальной торжественной свадь-бы, состоявшейся в первом Исаакиевском соборе. Роскошно об-ставленный дворец был назван Екатерингофом, от чего и пошло название всего района.

Деревянная церковь святой великомученицы Екатерины, как и многие ей подобные, просуществовала недолго. Дерево в сы-ром петербургском климате быстро гнило, храмы ветшали. В те-чение XVIII века Екатерининская церковь перестраивалась неод-нократно и окончательный свой вид приобрела только в 30-х годах XIX столетия, когда по проекту архитектора Константина Тона в память о Петре Великом был построен большой каменный храм. При строительстве своих Храмов Тон использовал так на-зываемый «русский» или «русско-византийский» стиль. Над цер-ковью были вознесены пять небольших луковиц на высоких бара-банах, для украшения использовались мотивы старой московской архитектуры: кокошники, пояса, стрельчатые арки, ложные зако-мары. Тем самым создавался лёгкий, как бы просветлённый архи-тектурный образ.

Храм св. Екатерины был первой церковной постройкой Тона в Петербурге. Менее чем за полтора десятилетия в городе и его окрестностях он построил ещё восемь церквей. И именно его бо-гатейшее творческое наследие оказалось в следующем, XX веке почти полностью разрушенным и сознательно стёртым с лица зем-ли, т.к. являлось памятником совершенно русской православной культуры.

Здание церкви св. Екатерины, хранившее на протяжении почти столетия безценные сокровища петровского и елизаветин-ского времени, было безжалостно взорвано в 1929 г. А на его развалинах, которые не разбирались несколько лет, можно было обнаружить чудом сохранившиеся иконы. И питерские мальчишки, как грачата, растаскивали эти непостижимые для них запретные сокровища и разносили по домам. Кому-то достался образ Нико-лая Чудотворца, кому-то - изображение Богоматери. Мой отец подобрал маленькую иконку Спасителя. По сей день она хранится в нашей семье, как святыня, как осколок сиявшего некогда в этих местах храма. И свет этот питает зёрна, из которых произ-растают храмы в наших сердцах.

Валентина ЕФИМОВСКАЯ