Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

В стенах Академии

СОБОР ПРАВОСЛАВНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

В актовом зале Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялось учредительное собрание Санкт-Петербургской общественной организации «Собор православной интеллигенции». Основной целью деятельности этой общественной организации, как записано в ее уставе, является восстановление исторической роли Православия в формировании духовно-нравственных основ жизни российского общества; объединение интеллигенции на основе православных ценностей жизни и культуры и утверждение этих ценностей в реальных общественных отношениях. Почетным председателем «Собора православной интеллигенции» избран епископ Тихвинский Константин, ректор СпбДАиС, профессор. Предлагаем вниманию читателей выступление владыки на учредительном собрании «Собора». А если вы хотите подробнее узнать о целях и задачах организации или принять участие в ее деятельности, позвоните по телефону 157-12-77.

Необходимость консолидации сил православных возникла давно. Русская Православная Церковь с тревогой констатирует, что и духовное, и физическое состояние народа находится в глубоком упадке. Население России со времени так называемой перестройки каждый год уменьшается на 700-900 тысяч. Резко сократились и рождаемость, и средняя продолжительность жизни русского населения. Опасность представляют не только эпидемии и рост сердечно-сосудистых и психических заболеваний, но и наркомания и алкоголизм. Возросла детская заболеваемость, включая слабоумие. Демографические проблемы влекут деформацию структуры общества и снижение творческого потенциала народа, становятся одной из причин ослабления семьи. Главными причинами, приведшими к депопуляции и критическому состоянию здоровья народа в ХХ веке, стали войны, революции, голод, массовые репрессии, последствия которых усугубил глубокий общественный кризис конца столетия.

Демографические проблемы находятся в сфере постоянного внимания православной интеллигенции, ученых и церкви. Мы призваны следить за законодательными и административными процессами, чтобы воспрепятствовать принятию решений, усугубляющих тяжесть ситуации. Необходим постоянный диалог с государственной властью и средствами массовой информации для прояснения позиции церкви по вопросам демографической политики и охраны здоровья. Борьба с депопуляцией должна включать активную поддержку научных медицинских и социальных программ по защите материнства и детства, плода и новорожденного. Призываем государство всеми имеющимися у него средствами поддерживать рождение и достойное воспитание детей.

Я являюсь сопредседателем комиссии по биомедицинской этике при Священном Синоде. Это общественная организация, в которую входят и представители духовенства, и ученые-медики. Ее создание вызвано тем, что бурное развитие биомедицинских технологий, активно вторгающихся в жизнь современного человека от рождения до смерти, а также невозможность получить ответ на возникающие при этом нравственные проблемы в рамках традиционной медицинской этики вызывают серьезную озабоченность общества и особенно - верующих. Попытки людей поставить себя на место Бога, по своему произволу изменяя или «улучшая» творение Божие, могут принести человечеству новые, совершенно неожиданные страдания и тяготы. Развитие биомедицинских технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их безконтрольного применения, что не может не вызвать у Церкви глубокой пастырской озабоченности. Формулируя свое отношение к широко обсуждаемым в современном мире проблемам биомедицинской этики, в частности, клонирования, и, в первую очередь, к тем из них, которые связаны с непосредственным воздействием на человека, Церковь исходит из представлений о жизни как безценном даре Божием, о неотъемлемой свободе и богоподобном достоинстве человеческой личности. Личности, призванной к обожению, то есть к полному раскрытию в себе образа Божия. Часто эти новые биомедицинские технологии могут рядиться в благообразные формы, которые в первую очередь направлены на благо людей, но при этом могут загубить нравственные чувства.

Недавно мне пришлось выступать в Военно-медицинской академии, ко мне подошел один профессор, очень уважаемый человек, выдающийся ученый, и спросил, как с православной точки зрения посмотреть на следующее: военная кампания в Чечне, обезображенные трупы, невозможность их опознать… Здесь может помочь анализ ДНК. Для этого необходимо у всех молодых солдат взять в пробирку семя. Ни для кого не секрет, как это делается. Так можно ли это допустить, даже, казалось бы, исходя из благих побуждений? Ответ однозначно отрицателен.

Манипуляции, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность и исключительность брачных отношений. Кроме того, вторжение в эту интимную сферу поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобождая от обязанностей перед теми, кто является плотью от плоти анонимного донора. Использование донорского материала подрывает основы семейных отношений, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо социальных, еще и биологических родителей. А суррогатное материнство, то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка заказчику, противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта же методика предполагает снятие глубокой духовной и эмоциональной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем, уже во время беременности. Суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытать кризис самосознания. Православные ученые - биологи, генетики, врачи - единодушно говорят о том, что недопустимыми с православной точки зрения являются все разновидности экстракорпорального, то есть внетелесного оплодотворения, предполагающие заготовку, консервацию, хранение в холодильнике, а затем намеренное разрушение избыточных эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью. Оплодотворение одинокой женщины с использованием донорских половых клеток или реализация репродуктивных прав одиноких мужчин (отражение так называемой нестандартной сексуальной ориентации) лишают будущего ребенка права иметь отца и мать. Реализация репродуктивных прав вне контекста благословленной Богом семьи становится формой богоборчества под лозунгами защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности. Это все вызывает озабоченность православных ученых: естествоиспытателей, врачей, генетиков.

Христианство преодолело всяческие предрассудки, демифологизировало природу, тем самым способствовав возникновению научного естествознания. Со временем науки, как естественные, так и гуманитарные, стали одной из главных составляющих культуры. К концу ХХ века наука и техника достигли столь впечатляющих результатов и такого сильного влияния на все стороны жизни, что превратились, по существу, в определяющие факторы бытия цивилизации. Вместе с тем, несмотря на изначальное воздействие христианства на становление научной действительности и деятельности, развитие науки и техники под влиянием секулярных идеологий породило последствия, которые вызывают серьезные опасения. Экологический и другие кризисы, поражающие современный мир, все с большей силой ставят под сомнение избранный путь. Научно-технологический уровень цивилизации доведен до того, что преступные действия небольшой группы людей могут в течение нескольких часов вызвать глобальную катастрофу, в которой безвозвратно погибнут все высшие формы жизни. С христианской точки зрения такие последствия возникли в силу ложного принципа, лежащего в основе современного научно-технического прогресса. Он заключается в априорной установке, что это развитие не должно быть ограничено какими-либо моральными, философскими или же религиозными требованиями. Однако, при подобной свободе научно-техническое развитие оказывается во власти человеческих страстей, и прежде всего тщеславия, гордости, жажды наибольшего комфорта, что разрушает духовную гармонию жизни со всеми вытекающими отсюда негативными явлениями. Поэтому сейчас, для того, чтобы обеспечить нормальную человеческую жизнь, как никогда, необходимо возвращение утраченной связи научного знания с религиозными, духовными и нравственными ценностями.