Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Слово пастыря

ОСТАВИМ ПОПЕЧЕНИЕ

Великий пост приходится на время, когда природа не пробудилась от зимней спячки и у людей имеется возможность и поразмыслить о своей жизни, и подготовиться к летним трудам. Прежде всего это время раздумий духовных.

Желание подвести итог ушедшему году перед наступлением новой весны свойственно и природе, и человеку. Даже в таком крупном городе, как Санкт-Петербург, люди начинают чаще приходить в церковь. Прихожане получают благословение на Великий пост и разрешение на послабления. Благословение это не отличается чем-то особенным, потому что Великий пост благословлен самой Церковью, и соблюдение этого поста, поста строгого - дело нашей совести, наших духовных и телесных сил. Каждый из нас должен соизмерить свои возможности с усилиями, на которые он может подвигнуться в этот период: поста, молитвы, посещения храма. Они зависят от нашей любви к Богу, к Церкви и от осознания необходимости глубокой церковной жизни.

Время Великого поста особенно благодатно для человека, поскольку скорби, посещающие во время него, - ступени к нашему духовному возрождению, смирению в духе и правде Божией, что является главным и спасительным. Непонимание духовной природы этих искушений может привести к тяжелым духовным расстройствам.

Мы в большинстве своем неофиты, то есть те, кого Господь призвал к себе, открыл свои тайны уже в зрелом возрасте. И приходим мы к Создателю уже изрядно поврежденными - и телесно, и духовно теми бедами, которые пережили и которые продолжаем переживать. Поэтому каждый духовный шажок кажется нам каким-то необычным, даже великим. Первый духовный опыт, воскрыляющий душу грешника, дающий ему утешение, иногда ослепляет человека, лишая трезвой оценки своего духовного состояния. Для нас этот путь новый и во многом и многом непонятный.

Наибольшие искушения поджидают нас в семейном кругу. Мы испытываем тяжелые страдания оттого, что наши близкие не хотят служить Богу, отказываются слышать что-либо о правде Божией, оттого, что всякое упоминание о вере их раздражает и повергает в неистовство. Мир гибнет, гибнут наши родные и близкие. И мы, вставшие на спасительный путь, стараемся им помочь. Но очень часто мы не соизмеряем уровня своей духовной подготовленности с той духовной опасностью, которая угрожает нам, когда мы сломя голову кидаемся на помощь родным, близким, детям, мужьям, женам. Это самое большое искушение на пути того, кто старается утвердиться на пути спасения. На самом деле здесь управляет благодать Божией.

Мы часто духовно нетерпеливы. Нам хочется немедленной и сиюминутной помощи. Если мы не получаем ее от Бога после нашей молитвы, то начинаем искать каких-то бабок, колдунов, которые избавили бы мужа от пьянства, детей от наркомании и - терпим одну неудачу за другой. Это же все равно, что идти к врачу, а попасть к палачу. Желание помочь естественным образом возникает в душе человека, которая тянется к свету Божьему, но необходимо трезво соизмерять свои силы и не полагаться лишь на них.

Искушения от родных и близких, от детей своих, очень тяжелы для человека - словно огонь объемлет душу. И, захваченный этим огнем, - скорбью - человек не способен ни на какое здравое действие, несмотря на то, что начатки веры возрастают.

Не будем забывать, дорогие братья и сестры, что наши предки рождались с верой и умирали с ней, а нам она дана уже в зрелые годы, и первый духовный опыт мы получаем тогда, когда уже подошло время сбора плодов. Это несет много трудностей. Ведь для того, чтобы спасти человека от духовной погибели, нужно не только самому крепко в вере стоять, нужно все упование возлагать не на себя, не на свои молитвы, не на свои деяния, а на милость Божию. Это очень тяжело принять, если, например, гибнет дорогое, близкое дитя.

Нет такой семьи, в которой было бы все благополучно и безоблачно. И преодолеть эту боль, эту скорбь может помочь только Сам Господь, подавая нам те или иные утешения. Очень часто мы не видим плодов своей молитвы и повергаемся в уныние. Бывает, что и от Бога отходим, и от Церкви, и от священника. Или начинаем искать такого батюшку, который одним махом избавил бы нашего сына или дочь от недуга, направив на путь истинный. Тяжелое искушение… Поэтому святые Отцы нас учили, что в последние времена нельзя всецело уповать на свои духовные усилия или молитвы, а тонущему или погибающему человеку можно подать только трость, кто бы он ни был. Что подразумевается под тростью? Это совет, может быть, денежная помощь, или нечто другое. Но не всецелое погружение в жизнь гибнущего. Нельзя все силы своей души отдать на то, чтобы спасти человека от погибели, даже если это родное, единокровное дитя, которое возросло на наших глазах, которое любимо нами.

Наше сильное желание помочь чаще всего затемняет духовные очи, оставляя все наши попытки безплодными. Мы забываем о том, что ценность всякой человеческой души у Бога велика: не только души нашего гибнущего дитяти, но и нашей собственной. И если мы хотим помочь нашему близкому, родному человеку, то прежде всего должны заботиться о спасении своей собственной души. И если смиримся с тем или иным положением, которое возникло у нас в семье, на работе, не вмешиваясь в него активно, под влиянием житейского разума или эмоций, то увидим, насколько Господь любит всех. И наше заблудшее дитя, и нас самих, немощных, пытающихся помочь отойти ему от этого греха, и печется о каждой душе.

Поэтому приобретение своего личного духовного опыта не должно заслоняться желанием помочь. По мере духовного возрастания мы начнем понимать, что самый ценный, но и самый труднодоступный плод перед Богом - это смирение. Когда мы смиримся со своей бедой, всецело уповая на Бога, будем пребывать в молитве за того, кто нуждается в нашей помощи, то Господь, видя наше смирение, подаст нам и помощь. Ибо только тот может познать Отца, которому Сын изволит открыть. Так говорит нам Священное Писание. Сын изволит открыть, а не мы с вами, которые, едва пришли к вере православной, увидели ее величие и красоту, стали пытаться своими душевными или другими усилиями вытащить человека из греха. Мы горько разочаруемся, если не наберемся терпения.

Когда человек со смирением терпит скорби, приходит и утешение. Однажды подошла ко мне женщина и говорит: «Батюшка, да разве пришла бы я в церковь со своими детками, разве испытала бы радость от общения с Богом, от молитвы, разве увидела бы своих чад такими украшенными, если бы не пьющий муж? Я своего мужа никогда не брошу, потому что он родной мне человек, который тяжело болен. Я хожу в церковь с детками, молюсь за него, и Господь дает радость и мне, и им». Вот так Господь в нынешнее время призывает нас к себе. Наверное, так было и прежде, но в наше время - время тяжелых душевных обстояний - таких примеров особенно много.

Очищение от страстей - это дело всей жизни христианина. Человек, рождаясь, уже имеет свое духовное устроение, просто пока движения его души лежат втуне и еще незаметны для окружающих. Мы не можем на это повлиять: у одних людей Божья искорка гаснет с течением земной жизни, а у других разгорается ярким пламенем.

Нам невозможно говорить о путях Промысла Божьего. Бывает так, что страждущие дети приводят в церковь своих родителей, очень за них переживают, и воцерковление, духовное спасение начинается. В этом случае помогает смирение перед обстоятельствами. А порывистость, страстность в молитвах, в поступках унаследована нами от прошлой мирской, безбожной жизни и губительна для нас, она не дает тех ярких результатов, которых мы так ждем от Бога. Господь нам ничем не обязан, и пути его Промысла неисповедимы сердцу человеческому, его душе.

Бывает так, что один грех, который владеет человеком, удерживает его от совершения многих других, и это тоже действие Промысла Божьего. И своим человеческим умом нам трудно понять то, что, быть может, Господь, попустив на нашего ребенка ту или иную напасть, тем самым спасает его душу. Либо это искушение, которое овладевает человеком по его свободной воле, он продолжает коснеть в нем, греховная страсть разгорается и ослепляет его целиком. Нужно иметь терпение, терпение прежде всего.

В терпении рождается смирение человеческой души. В молитве Ефима Сирина мы так и просим: дай нам, Господи, смирение и терпение. Эти христианские добродетели, которые необходимы каждому. Развиваясь, они прославляют и Бога, и человека, он становится необычным, неземным. Душа его тянется к свету.

Великий пост - это время, когда нужно оглянуться назад, посмотреть на своего внутреннего человека, дабы увидеть себя не такими, какими мы привыкли себя видеть, осветив души светом Правды Божией. Увидеть свою греховность, непотребство и ни в коем случае не ставить себе в заслугу, что мы уже многие годы ходим в церковь и с нами вроде бы все в порядке.

Ложное успокоение очень вредно для христианина. Христианин - это воин, а на войне всегда можно получить пулю, и неизвестно откуда. Неизвестно, откуда враг подступит. А враги наши, враги безплотные, чрезвычайно изобретательны и искусны в соблазнах. Все свое мастерство, по попущению Божьему, используют для того, чтобы оторвать нас от истины, от Правды Божьей. Но если наш духовный вопль, сердечное сокрушение имеют настоящую силу, то помощь будет послана и нам, и нашим близким, во укрепление веры.

О. Геннадий ЕМЕЛЬЯНОВ, священник храма во имя св. прав. Иова Многострадального на Волковском кладбище