Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

8. Раскрою я Псалтирь Святую…

НЕОДОЛИМОЕ ОРУЖИЕ (ПСАЛОМ 90)

Во втором стихе пророк Давид предоставляет слово живущему в помощи Божией, который воздевает руки, хваля Господа. «Сия святая похвальба есть величайшее торжество веры» (святитель Ириней).

Речет Господеви: Заступник мой еси, и прибежище мое, Бог мой. И уповаю на Него (стих 2). Он (живый) скажет Господу: «Ты - Заступник мой, и прибежище мое, Бог мой». Затем праведник обратится к св. Давиду, а в его лице и к нам, и добавит: «И я уповаю на Него, на Господа». Вот так живо меняются лица в этом псалме.

Обратим внимание вместе с исследователем М.Скабаллановичем на изречение «мой Бог»: «…выразительно и это простое «мой Бог»: между всесильным и величественным Иеговою и простым просителем существует личное отношение: «Ты мой Бог, я знаю, что Твои очи смотрят на меня, от Тебя я жду всего доброго». Это внутреннее личное отношение благочестивого к его Богу составляет драгоценнейшую жемчужину псалмической поэзии».

С третьего стиха и до девятого хвалебную песнь Господу подхватывает псалмопевец и царь Давид, неоднократно испытавший на себе великую помощь Божию и духовными очами прозревающий Промысл Божий в отношении и каждого человека, и всего мира. Песнь его направлена к живущему в помощи Вышняго, укрепляя и ободряя его: Яко Той (Он, Бог) избавит тя (тебя, праведника) от сети ловчи и от словесе мятежна (стих 3).

Мысль Давидова развивается в форме наставления учителя или умудренного жизнью старца молодому ученику. Местоимения «ты», «тя» (тебя), «к тебе», «твоей» придают убедительность поэтическому поучению. В каждом стихе утверждается мысль, набирающая у псалмопевца все большую силу, что непобедим человек, испытывающий на себе помощь Божию.

Сеть улавливающая имеет и материальное, и духовное значение. Сеть ловца раскидывается и для уловления тела человеческого в засадах и лесах, а сеть умственных ловцов, то есть демонов, улавливает души, возжигая в них страсти. Под словом мятежным разумеется слово клеветническое, такое, как об этом сказано в книге Притчей (глава 12, стих 25): Страшное слово возмущает душу праведнаго. Поэтому-то пророк и одушевляет человека упованием на Бога.

Слово мятежное - это еще и слово нечестивых еретиков, смущающее душу, хотя бы внешне оно и было сладеньким. Слово мятежное вносит в душу мятеж, смуту и разрушает ее покой, то состояние, к которому душа стремится. Мятежник - слово с отрицательным значением в церковнославянском языке; первым мятежником стал лукавый, диавол, поднявший мятеж против Господа, смутивший души первых людей клеветническим мятежным словом и продолжающий делать смутьянов из нестойких людей. Пророк и призывает противостоять необузданному злословию и неразумению, опираясь на помощь Божию.

Плещма (плечами) Своими (Он, Господь) осенит тя, и под криле Его надеешися (будешь безопасен, в надежном месте); оружием обыдет тя Истина Его (Божья) (стих 4). В этом стихе таинственно видится образ спасающей и защищающей Птицы. В греческом он выступает отчетливее, так как «плечи» буквально значат «междорамие (лопатки)», «спина», «хребет». Однако в Синодальном переводе поэтичность образа разрушена: «Перьями своими осенит тебя». В славянском сознании образ Птицы глубже, сокровеннее, многозначнее. Весь образ представляет действия Промысла Божия. Крылья - Ветхий и Новый Завет. Птица же, в св. Писании это Орел, Неясыть, или Пеликан, Кокош, или Наседка, обозначает Христа Спасителя. Обратимся к Второзаконию, где говорится о хранении Господом своих людей: «Яко орел покры гнездо свое, и на птенцы своя возжеле: простер криле свои, и прият их (принял их, птенцов, под крылья), подъят их на раму своею (поднял их на плечи свои)» (Вт. 32,11). Образ чадолюбивого пеликана, прообразующего жертвенный подвиг Христа, воспет Давидом в псалме 101. А в Евангелии от Матфея Господь Иисус Христос Сам уподобляет величие Свое земному образу кокоша (наседки; слово «кокош» мужского рода, так как в южных странах птенцов могут высиживать самцы). Он проливает слезы над судьбой Иерусалима, отвергаемого за богоотступничество: «Колькраты восхотех (сколько раз Я хотел) собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и не восхотесте (вы не захотели). Се, оставляется дом ваш пуст» (Мф. 37,37-38).

Итак, «плечи Божии суть сила Его охраняющая, называемая еще и крылами Божиими» (Евфимий Зигабен. Толковая Псалтирь); «Плещи Своя Христос вдав на раны, осенил человека от бед смертных» (св. Димитрий Ростовский).

Если первая часть стиха четвертого глубоко поэтична, то вторая - Оружием обыдет тя Истина Его - догматична. Здесь пророчествуется о Господе Иисусе Христе и о Кресте Его. Так святые отцы и толкуют: «Оружие - Крест святый, спасительный». В песнопениях службы Крестовоздвиженья, например, в кондаке, Крест и именуется как «оружие дружбы, непобедимая победа». Истина же, которая обойдет, окружит, защитит праведника - это Господь Иисус Христос: «Аз есмь Путь, и Истина, и Живот» (Ин. 14,6). Недаром в Киевской лицевой (то есть иллюстрированной) Псалтири XV века на полях текста псалма 90 изображено Рождество Господа Иисуса Христа, Спасителя мира.

Можно ли убояться с победным крестом земных бед? И Давид продолжает укреплять праведника и каждого верующего, поддерживая и уверяя его в стоянии против врагов чувственных и мысленных, видимых и невидимых.

Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы, летящия во дни; от вещи во тьме преходящия, от сряща (то есть неожиданной встречи, внезапного нападения) и беса полуденнаго стихи 5-6).

В этих стихах подразумеваются многочисленные видимые и невидимые враги живущего на земле: тати (воры), наветники, поджигатели домов, грабители, также блуд, прелюбодейство, демоны страстей, лености, безпечности, гнусные и плотские помыслы, невоздержания и вообще всякий мрак демонский и еретические злобы.

Но живущему в помощи Вышняго не страшны все эти полчища, нападающие на человека и днем и ночью. Давид, движимый Духом Святым, непреложно обещает праведнику: Падет от страны (от левой стороны) твоея тысяща (врагов), и тьма одесную тебе (и десять тысяч справа), к тебе же не приближится. Обаче (ты только) очима своими смотриши, и воздаяние грешников узриши (стихи 7-8).

Предельно ясна здесь мысль Давида: грешникам за праведника Мздовоздаятель Господь. Он Сам защитит праведника и накажет множество грешников: «Мне отмщенье, Аз воздам» (Рим. 12, 19). От стиха к стиху псалом по силе пророческой мысли восходит на все большую высоту, так как в этих стихах предвозвещается победа Господа Иисуса Христа и Его Страшный нелицеприятный Суд: «От человечества Христова пали нечестивые тысячами, а от Божества Его демоны пали тьмами. Видит Всевидец Христос тайны грешника, увидит и на Страшном Суде, воздая ему по делом его» (св. Димитрий Ростовский).

Нина САБЛИНА, СПб