Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

С НЕЧЕСТИВЫМИ РАЗВРАТИШИСЯ

Одной из примет современной церковной жизни является то, что на приходы и в монастыри приходит много людей, лишившихся жилья: бывшие наркоманы, пьяницы, освободившиеся из мест лишения свободы. Эти люди требуют особого подхода, который приходит с опытом. Если правильно с ними обращаться, то все будет хорошо.

Но настоятелями порою совершается ошибка, когда они берут на приход всех без разбора. А ведь многие приходят не ради Иисуса, а ради хлеба куса. Это объяснимо, конечно. Бомж не имеет ничего - ни жилья, ни питания. Но надо выяснить, есть ли у него вера или он просто хочет устроиться где-то. Устроиться тоже необходимо, но надо их контролировать. Чтобы они не пили, не кололись, исповедовались и причащались. И если мы видим, что они не исправляются, надо их до времени удалить: «Вот когда твердо решишь изменить свою жизнь, мы тебя примем обратно. Но пока ты вредно влияешь на других». Чтобы при храмах и монастырях у нас не складывались сообщества наркоманов и пьяниц. Конечно, главная ответственность за это ложится на настоятеля, священника.

В моей пастырской практике был опыт работы с такими людьми, я помогал бомжам на приходе. Деньги им не давали, но они были накормлены, одеты. Постепенно начинали исправляться. А когда им была выплачена зарплата, они напились. Так и разрушилось все. Пять раз прощал я одного человека. Он не выполнил требования, не перестал общаться со своими прежними собутыльниками. Приходя к ним, он хвастался: «Я теперь в церкви!» «Ну, давай, выпьем за твое исправление!»…

Трудность окормления этих людей состоит в том, что обычно на приходах их некуда поселить. При монастырях эта возможность есть, но там тем более надо следить за ними строго. Пусть лучше меньшее число их спасется, чем в святом месте образуется рассадник зла.

Недавно один из заключенных тюрьмы «Кресты», которую я окормляю, освободился и просил благословения идти в монастырь. Я его предостерег, потому что есть опасность попасть в околомонастырскую, состоящую из таких же бывших преступников, среду. А он пока еще и сам склонен ко греху. И все бывшие пьяницы, наркоманы легко попадают под влияние, как плохое, так и хорошее. Попадет он к порядочным людям - с благочестивыми благочестив будешь, с нечестивыми развратишися.

Надо их на приходах принимать, исповедовать, причащать, но при условии, что они, обращаясь к Богу, к вере, делают усилие, чтобы исправиться. Оступился, снова кайся.

В церкви во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» есть традиция давать зарок от пьянства и других греховных пороков. Но это надо делать не сразу, а когда увидишь, что человек исповедуется, причащается, пусть у него еще случаются срывы, но он стремится освободиться от греха. Тогда можно предложить ему дать обет воздержания от спиртного, табака, наркотиков, азартных игр, блуда. Природа страсти одна. Говорил мне один наркоман: «Я с наркотиками завязал, но так хочется выпить бутылку водки…» Говоришь такому: «Бутылка водки - та же порция наркотика». Другой бросит пить, начинает блудить. Бес не отходит от человека, который находился в его власти, быстро и легко. Бороться надо одновременно со всеми страстями.

Один человек пришел и говорит: «Хочу бросить пить». Спрашиваю: «Для чего?» - «Чтобы стать порядочным человеком». «Но вы, наверное, знаете, что в церковь приходят, чтобы стать и верующим человеком, а это помогает и бросить пить, и стать порядочным человеком. Для этого надо исповедоваться, причащаться». «Нет, этого я не хочу» - и ушел. Если человек рассчитывает стать порядочным человеком без веры, без Бога, но с помощью Церкви: мол, над ним произведут какие-то манипуляции, и он бросит пить, - то он, конечно, глубоко ошибается. Не бывает так. Церковь не участвует в таких действиях. Этим занимаются кодировщики, экстрасенсы. «Человек бросает пить, начинает денежки копить. А накопивши рублей пять, начинает пить опять». Это очень меткая пословица.

В любом храме, каждый священник должен беседовать с такими людьми, призывать их всеми силами души тянуться к Богу, к вере. Молиться, читать Священное Писание, регулярно исповедоваться и причащаться. И обязательно прекратить общение с нечестивыми. Святая Псалтирь начинается словами: Блажен муж иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе.

Священник Александр ГРИГОРЬЕВ