Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

На приходе

МОЛИТВЕННИК И НЕСТЯЖАТЕЛЬ

Статья Д.А.Хомякова «Соборное завершение и приходская основа церковного строя», отрывок из которой мы публикуем ниже, была написана в начале XX века, когда в русском обществе обсуждались вопросы возрождения патриаршества, Соборов, придания приходам статуса юридических единиц. Эти меры, по мнению многих, должны были оживить церковную жизнь. Автор статьи считал иначе. Мы решили, что с его мыслями и идеями полезно познакомиться и сейчас, почти сто лет спустя.

Действительно ли «тело церковное» изнывает от того, что нет Патриарха, нет постоянного соборного института, и что ноги оного так шатки потому, что приход не может приобретать имущество на свое имя и распоряжаться храмом как собственностью? Общенародного голоса в этом смысле не раздалось. Единственное, что за последнее время стало ясно, это то, народ сознает для себя необходимым иметь пастырей добрых, полагающих душу за овцы.

Народ русский, понявший дух христианства чутьем, изначала искал и, вероятно, находил их, хотя бы мы и не знали имен большинства из них. Только через таких пастырей, не столько, может быть, действовавших словом, сколько поучавших делом, русский народ уразумел христианство по существу его, хотя почти не способен был выдерживать того испытания в вероучении, которое у западных требуется для «конфирмации». Такие пастыри, думаем мы, были у народа во всю его допетровскую историю. В наше время эта жажда народная проявилась в безпримерной всероссийской известности и славе отца Иоанна Кронштадтского. Известность его и слава, конечно, не могут объясняться ни чудесами, ибо они относятся только к меньшинству из притекающих к нему лично, или иным, косвенным путем: громадное большинство его почитателей чудес и исцелений у него не просило и не искало; его благотворительность была не причиной, а последствием притока к нему жертв от уже оценивших его православных. Объяснима его, охватившая всю Россию, слава только тем, что народ, веками ищущий себе пастыря идеального и в нем полагающий суть церковного строя, внезапно услыхал, что такой пастырь явился, и всем сердцем бросился к нему, чем показал, что он ищет разрешение всего для церкви нужного в исправлении наиболее слабого пункта нашего церковного обихода: он ищет пастыря себе. В России весь церковный вопрос вращается около этого живого средоточия. Народ, думаем мы, пожалуй, исключительно ищет в Церкви духовной стороны ея деятельности: он более придает значение Церкви мистической и даже несколько, может быть, умаляет значение Церкви-организации, Церкви видимой.

† † †

Приходский храм и естественное приходское единение дают возможность осуществить то высшее, к чему только может стремиться христианин: взаимное молитвенное возгревание друг друга. Общение в храме и единение в молитве, конечно, не исключают благотворительности, обучения и др., что может почитаться практическими результатами молитвы истинной.

Приход, думаем мы, есть та бытовая, естественная почва, на которой должны себя совместно проявлять духовные, естественно-общественные запросы верующих, с одной стороны, и учительско-пастырская деятельность пастырей, с другой стороны, - т.е. то, что составляет существенную часть истинно церковной жизни.

Церковь, объединяющаяся из приходов, где тепло и усердно молятся, где пастыри словом и делом насаждают слово Божье - такая Церковь будет и жива, и цветуща, и духовно свободна, ибо где дух Христов, там свобода (но не обратно).

† † †

Для народа - решаемся мы утверждать - приход есть единица молитвенная и пастырь - руководитель в молитве. Отсюда ясно, почему народ у нас охотно подчиняется такому, так сказать, молитвенному пастырю и очень неохотно поддается влиянию пастырей благочестиво-деловитых, по типу католических патеров, деятельность коих почти заходит за пределы чисто духовные. В пастыре православном народ хочет видеть лицо, по возможности осуществляющее христианские добродетели, лицо идеальное, а не утилитарно-полезное: таковых он ищет инде и умеет их по-своему, но иначе, ценить.

Отец Иоанн был неустанным молитвенником и совершенным нестяжателем. Таков, действительно, идеал пастыря, не только простонародный, думаем мы, но и идеал общецерковный. Никто не чтит пастыря Кронштадтского как устроителя Домов Трудолюбия, хотя, конечно, и это тоже очень почтенное его насаждение.

…Сознают ли наши пастыри и архипастыри свою отчужденность от пасомых? Вероятно, да, потому что едва ли можно жить отчужденно и не чувствовать этого! Современный священник для прихожанина, особенно деревенского, является лицом, ничего не делающим иначе, как за плату, хотя и малую: духовного общения нет, такого, которое устраняло бы всякую идею платы. И это, конечно, в большинстве случаев, вовсе не следствие иерейской жадности; никто ведь докторов не обвиняет за то, что они не делают визитов безплатно; это есть последствие того житейского отчуждения, которое доводит до минимума отношения безплатные и оставляет на виду только платные. Когда дело пастырства обращается в достояние касты, т.е. из дела призвания делается просто вопросом питания, то, конечно, элемент идеальный все более и более уступает бытовым, материальным интересам.

Пастырь-молитвенник, трудящийся безплатно и даже раздающий получаемое, каким явился о.Иоанн, не мог не сделаться предметом всеобщего удивления, а за сим - и общего народного почитания. Такими же истинными пастырями являются народу оптинские старцы.

Православное отношение к пастырю есть выражение истинно-христианского начала церковного чиноначалия, идущего рука об руку с идеей христианской свободы, коей так дорожила всегда Православная Церковь и которая составляет отличительную черту ее от всех других христианских исповеданий, вечно колеблющихся между двумя полюсами: властного авторитета и самочиния.

1906г.