Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

День защитника Отечества

«ЗА САШКУ!»

«…Воин выполняет священный долг - защищает Отечество, народ, веру, культуру. Его оружие есть не единственный, но последний и крайний аргумент в национальной обороне. Этот аргумент должен быть подготовлен, его готовит армия…»
Иван Ильин

Люди, обороняющие жизнь, спокойствие и духовное состояние народа, достойны не только хвалы, но и чести и уважения. Именно они способны убивать, умирая и, в свою очередь, умирая, убивать. В подобном «умирании» есть не только самоотречение, но и высшая жертва, достойная христианина. Несмотря на то, что воинская служба трудна, скорбна, трагична по своей сути, дело защиты Отечества служит благой цели. Конечно, зачастую средства убийства себе подобных жестоки и неправедны, но именно поэтому дух, который обладает данными средствами, должен быть крепок и непоколебим. Этот дух должен иметь в своей основе веру в святость своего дела.

Русский солдат воевал, воюет и будет воевать всегда. Похоже, мы уже смирились с подобным утверждением. А ведь действительно в веке ушедшем наш доблестный воин, еле-еле успевая переводить дух, был постоянно в деле. Русско-японская война стала отправной точкой величайших сражений столетия. Эта баталия, полностью проигранная, явилась истоком кровавой реки, которая в первую мировую, гражданскую и финскую войны превратилась в ужасный полноводный поток, а в сорок первом впала-таки в кровавое море. Однако и после смертоносного урагана Великой Отечественной войны тишь и гладь на земле русской не воцарились. Социалистические завоевания страны Советов потребовали от сынов России в погонах новых подвигов, в частности, достойного выполнения интернационального долга. Эпитафии уже в который раз явились картой мира, помогающей солдатским родителям, женам и детям в полном объеме познать геополитические интересы Советского Союза: Корея, Вьетнам, Египет, Ангола, Афганистан и т.д. Список «братских» стран, равно как и братских могил, можно продолжать и продолжать.

Сегодня мотивы и лозунги, девизы и воззвания ушедших дней и пережитых войн нам, по крайней мере, известны. «За Веру, Царя и Отечество!», «За власть Советов!», «За Сталина!», «За нашу Советскую Родину!», «Интернациональному долгу верны!» - именно эти кричащие лозунги поднимали солдата в бой. И все же вряд ли зачастую надуманная важность подобных девизов успокаивала матерей. Боевыми кличами государство больше тешило, нежели утешало рыдающих вдов, дочерей, родителей.

Но это более характерно для последних лет. Дело в том, что до революции солдат верил в святость своего ратного труда. В поход его благословляли Святая Церковь, царь-батюшка и, конечно, народ. В бою наш воин шел смело на смерть. Нельзя утверждать, что смерти он не боялся, но все же принимал ее как дар Божий и дверь в чертог Отца Небесного.

Теперь попытаемся в двух словах нарисовать портрет бойца Красной Армии. Не секрет, что ряды ее пополнялись мужиками, привлекаемыми добровольно-принудительными мерами. «Тот, кто не с нами - тот против нас!» На смену благословению пришло нечто краткое и безжалостное по своей сути - приказ. Воин с красным околышем, взращенный на дрожжах «партия сказала «надо» - комсомол ответил «есть», постепенно превратился в марионетку, в безынициативного оловянного солдафона, которому было достаточно дать команду «фас». Что? Отказываешься?! Под суд или расстрел! Хорошо воодушевление на подвиг во имя Родины, не правда ли? Вот поэтому-то советская рать, оставшись после Великой Отечественной войны без заградительных отрядов, несмотря на всю свою мощь сверхдержавы, не одержала ни одной победы. Воистину не в силе Бог, но в правде. Поэтому-то советская армия была предана своим офицерским корпусом в 1991 году. Офицеры, воспитанные на приказе, и не более того, так и не дождавшись команды «фас», отсиделись молча в подразделениях, в то время, как на их глазах происходил государственный переворот.

Тем не менее, хотя в семнадцатом году и был попран веками устоявшийся святой лозунг русской армии «За Веру, Царя и Отечество», мы все-таки не будем перемывать косточки последующим установкам и воззваниям. Давайте помнить, что во имя этого люди отдавали свои жизни, складывали головушки на поле брани. Давайте-ка лучше разберемся с идеями, мотивами и ориентирами армии нынешней. За что сражается русский воин сегодня? Во имя кого и чего отдает он самое дорогое на этом свете - жизнь?

«Родина», «Церковь», «Героизм», «Армия» - какие все это нелепые, отсталые понятия в глазах множества современных людей! Нынче вновь широкая мода на нигилизм, а признаком ума считается отрицание почти всего и вся, вплоть до таких явлений, которые подобно горным хребтам и океанам существуют испокон веков и имеют дерзость переживать самых яростных отрицателей. Вооруженные Силы держатся на офицерах старой закваски, которые хотя и утратили верность ленинским заветам, сохранили понятия о чести и достоинстве высокого звания «офицер». Но этого оказалось недостаточно: ведь их подчиненные - новобранцы - смеются над байками о долге перед Отечеством. Исчерпав все доводы в защиту патриотизма как понятия, имеющего право на существование, офицеры теряются. Духовный вакуум, образовавшийся за последние десять лет у молодежи, уже заполнен заокеанскими ценностями, а потому офицеры сталкиваются с почти неразрешимой проблемой. Но юношеское вольнодумство и улыбки мгновенно исчезают на войне. Здесь, где пахнет порохом, солдатам как воздух необходимы ориентиры, установки и высокие призывы; в случае их отсутствия они просто не смогут подняться из окопа, выпрямиться во весь рост и пойти на врага под напором смертоносного свинцового урагана. Без сильной и высокой идеи солдат не сможет прожить и дня на войне: или сбежит, или пустит себе пулю в висок, когда страх окончательно и безповоротно овладеет им.

В первой чеченской кампании государственный лозунг гласил: «В целях восстановления конституционного правопорядка в Чеченской республике…» Но уже после первых боев оставшиеся в живых бойцы растоптали призыв правительственных мужей. Видимо, не за то они воевали. На броне грозных боевых машин белой краской они начертали: «За Сашку!», «За ВДВ!» Правда, были и такие полные безысходности надписи: «Против всех!» или «Бог нам судья». Вот за кого, вот за что воевали ребята. От идей государственного масштаба они оказались далеки. Погибшие друзья, а также защита живых братьев по оружию - вот смысл их дальнейшей борьбы. Только в конце войны, не без помощи замполитов, появилось сильное выражение, отражающее напускное единство ведущих и ведомых: «Пусть она не права, но она - наша Родина!» «Какой текст! Какие слова!» - сказал бы режиссер Якин из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию». На самом деле жалкое оправдание предательски брошенной армии, ее умалишенных генералов и правительства страны. Почему, спрашивается, уже тогда обманутые воины российской армии не замечали той огромной пропасти, образовавшейся между понятиями «родина» и «правительство»?

Да, солдат можно понять, ведь они жадно искали идею, которая повела бы их, оборванных, голодных, забытых и проклятых всеми, на сытого, хорошо подготовленного и вооруженного до зубов противника. Наши парни из пальцев высасывали себе четкие и ясные установки, которыми государство их не вооружало.

Однако вернемся к воевавшим «за Сашку». Вот кто определился на той войне! Нашлись такие ребята в наших Вооруженных Силах, которые, оставшись один на один с пресловутым «пепси», отказались от сатанинского напитка и сохранили в себе каплю святого, сохранили в себе зерно, которое на поле сражения дало всходы: обратились к Богу, прониклись глубоким убеждением в правоте своей миссии. Мальчишки, зачастую вчерашние безбожники, ощутили себя воинами Православия, вспомнили и применили на деле слова из Святого Евангелия: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15,13). Ответ русского воина остался прежним: «Взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26,52). Плюс ко всему бойцам стало совершенно очевидно, что одной храбрости и мощи оружия еще недостаточно. Нужна молитва. Христианский воин издревле был силен на брани не только одной храбростью, не только благодушным перенесением тягот и лишений, нужд и трудностей, не одним только добротным оружием, а еще более верою и упованием на Бога. Если благословит Господь, то и ветер будет дуть в нужную сторону, ежели нет, то все будет мешать успеху. Необходимое же благословение дается верой в Господа, упованием на Его помощь, молитвой и чистотой души и тела, исполнением заповедей. Господь благословляет тех, кого любит, а кого Он любит, как не боящихся Его и творящих волю Его? Благочестивый воин дорог в Очах Господних, с ним всегда его Ангел-Хранитель, посему с ним и победа. В рядах воинства праведного сражаются сами ангелы небесные. Солдаты, где-то отыскивая молитвословы, переписывая молитвы из блокнотов товарищей, перед битвой и на посту осеняли себя крестным знамением, целовали крест на груди и горячо молились.

Очень жаль, что вера православная поставлена в нашей армии на столь низкий уровень. Солдаты крайне редко видят священника на войне. Редко им выпадает возможность получить благословение, причаститься. Разумеется, начинать нужно с официального внедрения православия в семью, школу, вузы. Возрождению православия необходимо придать значение государственного масштаба. Только тогда духовно образованные, религиозно воспитанные наши воины будут обладать не только боевыми качествами, но также искоренят тяжкую болезнь на теле Вооруженных Сил - дедовщину. Пока же нынешние богатыри сами, без помощи государства и тем более без помощи духовенства, приходят к Богу. К сожалению, познание Высшей Силы им обходится подчас слишком дорого. А народная поговорка «пока гром не грянет - русский мужик не перекрестится» имеет-таки право на жизнь. И все же - слава Богу! Слава Богу, что наше воинство, пусть даже через дороги, опаленные войной, но пытается вновь стать христолюбивым. А если воинство христолюбиво, то оно, конечно, и победоносно, потому как в понятии христолюбивый заключается понятие во Христа верующий и со Христом пребывающий. Кто верует во Христа, тому, по словам Самого Христа, все возможно по вере его (Мк. 9,23). Все величие духа человеческого имеет своим источником именно веру в Господа и любовь к Нему.

Берегите веру! Все наши усопшие витязи завещали нам: братья, берегите веру! Она всегда служила воодушевлением, вселяла безстрашие в наших воинов, смелости и отваге которых дивился весь мир. Именно вера и твердость духа обращали русские войска в грозные и непобедимые армии.

Пусть же с верой и молитвой в сердце выходят они, наши мужественные и стойкие, доблестные герои государства Российского на сражение, и тогда обязательно победят врагов своих. Да поможет им Господь!

Игорь Швыткин, корреспондент газеты ЛВО «На страже Родины»