Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

«Православный Санкт-Петербург» № 9, июнь 1993 г.

Иеромонах Серафим (Роуз)

ДУХ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ

Из второстепенного жанра американской периодики 30-40-х годов научная фантастика созрела в представительную интернациональную литературу последних десятилетий. Кроме того, множество чрезвычайно популярных фильмов лишний раз доказывает, насколько дух научной фантастики завоевал воображение потребителя массовой культуры. Дешевые и сенсационные научно-фантастические боевики 50-х годов уступили место в последнее десятилетие модным «идейным» фильмам, таким, как «Звездные войны» и «Близкие контакты третьего рода».

Дух научной фантастики порождается некоторой фундаментальной философией и идеологией, которую разделяют, так или иначе, те, кто работает в научно-фантастическом жанре. Вот основные пункты этой философии.

1. Религия, в традиционном ее понимании, отсутствует или присутствует в очень случайной или искусственной форме, сам по себе этот литературный жанр - типичный продукт «постхристианской» эры. Космос научной фантастики - полностью мирской, хотя довольно часто он окрашен в «мистические» тона восточного типа. «Бог», если вообще упоминается о нем, - смутная и безликая сила, а не личность, космическая сила, которой присущи как злые, так и благие свойства. Все увеличивающаяся зачарованность современного человека темами научной фантастики есть прямое отражение утраты религиозных ценностей.

2. Будущее мира и человечества научная фантастика видит как будто сквозь призму «проекции» научных открытий сегодняшнего дня. Но на самом деле эти «проекции» удивительно соответствуют повседневной реальности оккультизма и вековому опыту демонослужения. Среди характерных особенностей «высокоразвитых натур будущего» мы находим: телепатическую связь, способность летать, материализоваться и дематериализоваться, трансформировать предметы или создавать иллюзорные сцены и существ из «чистой мысли», способных вселяться в тела землян; они излагают «духовную» философию, которая «выше всех религий» и которая сулит достижение такого состояния, когда развитые умы уже не зависят от материи. Все это можно найти в практике и посулах колдунов и демонов.

Другие произведения научной фантастики с их «научными аппаратами будущего» местами напоминают фрагменты жития святых Православной Церкви, в которых описаны действия колдунов в век, когда колдовство составляло существенную часть языческой жизни. Вообще говоря, научная фантастика вовсе не так уж и научна и не связана с каким-либо реальным прогнозом на будущее. Скорее всего, это отступление к мистическим истокам современной науки - к науке в то виде, в котором она существовала до имевшего место в XVII и XVIII веках просвещения. Та наука была ближе к оккультизму, чем к науке в современном понимании этого слова.

В одной книге по истории фантастики отмечается, что «корни научной фантастики, как и корни самой науки, лежат в области магии и мифологии». Сегодняшние исследования и эксперименты в области так называемой «парапсихологии» также указывают на будущую связь «науки» с оккультизмом - тенденция, полностью гармонирующая с научно-фантастической литературой.

Научная фантастика в России складывается под влиянием западных авторов или под непосредственным влиянием индуизма, как это было в случае с писателем Иваном Ефремовым. Русский читатель фантастики, говоря словами одного критика, «остается с весьма зыбкой способностью воспринимать критические разграничения между наукой и магией, между будущим и фантазией». На Западе и на Востоке научная фантастика «всецело подтверждает тот факт, что наивысшей степенью гуманизма является оккультизм».

3. По самой природе своей как жанра «футурологического» научная фантастика тяготеет к утопии. И многие романы и рассказы действительно изображают будущее совершенное общество, однако в большинстве из них речь идет об «эволюции» сегодняшнего общества в нечто более высокое или о встрече с более передовой цивилизацией на другой планете. «Высокоразвитые существа» из внеземного пространства часто наделяются качествами, присущими «Спасителю», а приземление космического корабля на Землю часто возвещает начало «апокалиптических» событий, как правило, - прибытие благословенных существ, которые будут направлять людей в их развитии.

Одним словом, научная фантастика ХХ века сама по себе является очевидным знамением утраты христианских ценностей и христианского понимания мира. Она становится могучим рассадником нехристианской философии жизни и истории, которая либо откровенно, либо скрытно содержит оккультное или восточное влияние. И в критическую эпоху кризисов она становится ведущей силой, стимулирующей надежду и ожидание «пришельцев» из внеземного пространства, которые разрешат проблемы человечества и введут человека в новую «космическую» эру его истории. Научно-фантастическая литература есть ведущее средство пропаганды «нового религиозного сознания», к которому стремится сбежавшее от христианства человечество.