Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

«Православный Санкт-Петербург» № 17, ноябрь 1993 г.

СМОЛЬНЫЙ

10 ноября (30 октября по старому стилю) 1748 года состоялась торжественная церемония закладки храма Воскресения Христова Новодевичьего монастыря, которая произошла в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, обер-архитектора императорского двора графа Франческо Бартоломео Растрелли, двора, войск…

По приказу императрицы монастырь следовало построить на месте бывшего ее дворца и Смоляного двора (отсюда и происхождение названия: Смольный монастырь). По легенде, сама императрица готовилась стать послушницей этого столичного монастыря. В музее Академии художеств хранится деревянная модель будущего строения, исполненная по проекту Растрелли. Основным его желанием было приспособление стиля барокко к русской церковной архитектуре с ее традиционной приверженностью к пятиглавию. Модель и проект Смольного монастыря в ослепительно яркой форме и фантастически смелом замысле мастера сумели удивительно точно передать величие и значение елизаветинской эпохи.

Но время внесло свои поправки. Умерла императрица Елизавета Петровна, подал прошение об отставке от должности архитектор Растрелли. К 1764 году (когда было подано прошение) Смольный монастырь являл собою грустное зрелище огромной незаконченной стройки. За периметром монастырских строений на 120 келий, приспособленных к обживанию, едва виднелись стены возводимого Смольного собора.

Новую императрицу Екатерину II захватила идея французского философа Жан-Жака Руссо о возможности преобразования государства путем воспитания и просвещения диких народов, путем сотворения «нового человека». 5 мая (по старому стилю) 1764 года она подписала указ об учреждении в Санкт-Петербурге Императорского Воспитательного Общества благородных девиц. Задача его была сформулирована: «Не науки токмо и художества умножить в народе, но и вкоренить в сердце добронравие, произвести новое порождение, от которого бы прямые правила воспитания непрерывным порядком в потомство переходить могли».

Указом была определена численность Воспитательного Общества в 200 девиц благородного (дворянского) происхождения, была назначена начальница и правительница при ней. По желанию императрицы воспитывать девиц следовало начинать с юного возраста (с 6 лет) в продолжение 12 лет. Воспитывать в строгой изоляции - вне семьи, вдали от сложившейся культуры. Девизами воспитания должны были стать: «долой скуку!», «долой праздность!» Для успешного усвоения правил нового морального кодекса каждой воспитаннице надлежало изучить книгу «О должностях человека и гражданина».

Как видим, уклон в воспитании юных девиц наметился явно в светскую сторону. Хотя Воспитательное Общество и заняло значительную часть монастырских владений. Хотя в них и продолжали проживать монахини (некоторые из их числа принимали участие в процессе обучения девиц). Создалась любопытная ситуация, когда в строго изолированном от мирской суеты комплексе монастырских помещений одновременно уживались Воспитательное Общество благородных девиц и Воскресенский Новодевичий монастырь, имевший игуменью и свою церковь во имя святой великомученицы Екатерины (в 1797 году монастырь был упразднен).

Любимое детище императрицы Екатерины II процветало, развивалось. В 1775 году в новое здание, расположенное к северу от монастыря и выстроенное по проекту архитектора Ю.М.Фельтена - ученика Растрелли, въехало «особливое училище при Воскресенском Новодевичьем монастыре для воспитания малолетних девушек». Имелось в виду, девушек мещанского сословия, включая детей актеров и даже крепостных. Числом 240 человек. В 1806-1808 гг. к югу от монастыря выросло еще одно обширное здание Воспитательного Общества, созданное по проекту архитектора Д.Кваренги. А в 1835 году состоялась торжественная церемония освящения Смольного собора. Наконец-то храм предстал во всем своем великолепии и величии, когда счастливо сошлись архитектурные грезы Растрелли с тактичной реставрацией архитектора В.П.Стасова, тщанием и усердием многих художников и умельцев, в точности исполнивших волю императора Николая I.

Особенно эффектно он выглядит с площади, расстилающейся перед ним. В прошлом Екатерининская, площадь ныне носит имя Растрелли, как бы перенимая славу от императрицы Всероссийской. Славу, которую он заслужил…

А.БУРМИСТРОВ