Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

«Православный Петербург» № 6, май 1993 г.

НОЧЬ КОНЧИТСЯ, СВЕТ ВОССИЯЕТ

Раздумья о новомучениках Российских

Накануне сорокового дня памяти убиенных в Оптиной пустыни иноков (который Промыслом Божиим выпал на праздник Вознесения Господня 27 мая) хотелось бы взглянуть на происшедшее в Святой обители в контексте поминовения всех новомучеников и исповедников российских.

В последнее время в печати, по радио и телевидению немало сказано на тему «Новомученики российские». Прежде запрещенные документы, наконец, увидели свет, но многое, очень многое еще остается сокровенным. Главное, на чем хотелось бы остановиться, - суть подвига мученичества. С каким мироощущением жили и умирали эти люди?

В размышлениях о новомучениках главное сейчас - избежать политических оценок. Понять, что страдальцами за веру двигало не стремление противостать коммунистическому режиму, не политические и социальные идеалы, а смирение - перед судьбами Божиими, перед Божьим судом над Россией и народом русским.

«В жертву Богу приносится лучшее» - так названа книга о новомученике митрополите Владимире, выпущенная в Киеве сразу же после его кончины в 1918 году. Она проникнута сознанием, которое мы должны воспитывать в себе (особенно сейчас, после оптинских пасхальных событий): чистые души за нас идут на смерть, наши грехи вынуждают необходимость этих жертв.

Вот слова, произнесенные перед погребением митрополита Владимира наместником Киево-Печерской лавры архимандритом Тихоном: «Кто же виновен в мученической смерти праведника? Мы, конечно, не говорим о прямых виновниках - убийцах. Господь покарает их, да и суд человеческий, быть может, не минет их! Нет, братия, в великой скорби, в глубоком смирении, в искреннем раскаянии, в тяжкой туге душевной здесь, у гроба священномученика, скажем: не мы ли все виновны. Не на нас ли ложится позор этого преступления, не для нашего ли вразумления попустил Господь его страдания? Не для того ли, чтобы все мы увидели, до чего мы одичали, до чего озверели, до чего забыли все чистое, святое, попустил Господь совершиться среди нас этому зверскому преступлению, чтобы мы увидели все это, опомнились и в слезах покаяния, а не в братоубийственном междоусобии полагали бы основу новой государственной и церковной жизни! А если ради нашего вразумления и исправления потребовалась такая страшная жертва, то не нам ли придется и отвечать за нее перед Богом?»

Сказанное 75 лет назад как будто бы обращено и к нам: мы должны, готовясь к канонизации новомучеников российских, понять, что эти жертвы принесены за нас - народ русский. И мы просто не имеем права попирать священную кровь и повергаться в смуту - и внутреннюю, и внешнюю.

Мироощущение мучеников… Кто дерзнет о нем говорить? Лучше всего оно выражено в их собственных словах.

Послушаем.

Великая княжна Ольга Николаевна:

И у преддверия могилы
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы -
Молиться кротко за врагов.
Митрополит Владимир (перед кончиной): «Господи! Прости мои согрешения - вольные и невольные - и приими дух мой с миром». Потом он благословил крестообразно обеими руками своих убийц: «Господь вас благословляет и прощает».
Митрополит Вениамин Санкт-Петербургский (на суде): «Каков бы ни был ваш приговор, я буду знать, что он вынесен не вами, а идет от Господа Бога, и что бы со мной ни случилось, я скажу: Слава Богу».
Архимандрит Сергий Шеин, сподвижник митрополита Вениамина: «Монашество я принял не для того, чтобы скрыть под клобуком свое политическое прошлое; никакой борьбы с советской властью я не вел, вел только борьбу с самим собой. Смерть я встречу спокойно, зная, что она, как и все, - от Бога».
Старец Никон (Беляев) Оптинский: «С людьми бороться не надо, не только на деле, но даже и в помыслах, а то бесы будут побеждать, а только молиться за обижающих тебя, тогда Господь поможет и бесы отступят… Любящим Бога все поспешествует во благо».
Святейший Патриарх Тихон: «Даже если бы сердца наши разрывались от горя и утеснений, наносимых нашим религиозным чувствам, нашей любви к родной земле, нашему временному благополучию, даже если бы чувство наше безошибочно подсказывало нам, кто и где наш обидчик… Нет, пусть лучше нам наносят кровоточащие раны, чем нам обратиться к мщению, тем более погромному, против наших врагов или тех, кто кажется нам источником наших бед. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению. Не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром».
Подобные свидетельства верности духу Христову перед лицом злобы, искушающей на проклятие, на ответное возмущение, на тщеславные помыслы о своей чистоте, святости, - можно множить и множить. Но что же объединяет исповеднические свидетельства столь разных людей? (Можно вспомнить и малоизвестные ахматовские строчки: «Трезвись, чернец. Земле конец. Закат кровав. Крест прав».)
Ответить хочется словами Патриарха Алексия I: «Церковь - это тело Христово, распинаемое ради спасения своих мучителей».

Да, умирая, мученики искупали своею кровью будущие поколения. И поэтому уже в 20-е годы и позднее, в самую страшную эпоху, из уст в уста передавалось упование: ночь кончится, свет воссияет, зима пройдет, наступит духовная весна. «Россия материально богата не будет, но духом она обогатится» (Оптинский старец Нектарий). Предрекали святые отцы и старцы восстановление поруганных храмов и монастырей, но предостерегали, что будет все это перед Концом.

Но конец, его наступление будет зависеть от нас. Господь не хочет нашей погибели, он хочет «всех спасти и в разум истины привести». И основой спасения могут и должны для нас стать молитвы новомучеников, если мы будем обращаться к их помощи в «разуме истины». Если мы, осознав суть их подвига, не будем попирать его своим суемудрием.

Святые новомученики и исповедники российские, молите Бога о нас!

Людмила Ильюнина