![]() |
Газета основана в апреле |
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ |
«Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
Приведем свидетельство очевидца: «Однажды историк Карем Раш, работавший тогда в архивах над материалами о Великой Отечественной войне, рассказывал об одной военной операции тех лет. Немцы стояли уже под Москвой, когда наша разведка обнаружила, что знаменитые психические атаки СС, наводившие ужас, - это, по сути, сеансы черной магии. А против колдунов одно средство - святой крест. И тогда на фронт срочно вызвали сибирские дивизии из православных. Сатанистам противостали воины с нательными крестами и с зашитыми в ладанках молитвами «Да воскреснет Бог…» и «Живый в помощи…». Перед боем доставали иконы и шли в атаку на «психов» под команду: «С Богом!». Вот тогда и потеряло силу оккультное оружие рейха, а «психи» были низложены и осмеяны русским воинством».
Святая Церковь всегда знала силу этого одного из самых поэтичных и трогательных псалмов. Недаром им утешает она горюющих об умерших, назначая его для упокойной службы. Он так живо изображает его попечение о нас, что способен поселить в душе полное спокойствие за свою судьбу, неустрашимость и мужество перед всякою опасностью. Благочестивый император Александр I велел, чтобы его будили по утрам этим псалмом. В походе на Наполеона в 1812 году одна графиня дала ему написанным этот псалом.
Псалом девяностый - победная песнь в борьбе с главным врагом рода человеческого и многими бедами, от него исходящими. Преподобный Арсений Каппадокийский советует читать его для того, «чтобы исчез диавол, когда он является человеку или его пугает». Псалом «Живый в помощи Вышняго…» - о защите и покрове Божиих, о Христе, о Его спасительном Кресте, о спасении человека и пути его в Царствие Небесное навечно, «в долготу дний».
Семьдесят толковников, движимые Святым Духом, дали псалму надписание «Хвала песни Давиду» и отметили, что у евреев он не надписан. Св. Григорий Нисский полагает, что псалом не надписан у евреев, так как они не хотели надписи, указывающей на пришествие Христово.
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится (стих 1).
Общая мысль псалма уже выражена в первом стихе - праведник будет обитать в одних и тех же обителях с Творцом Неба.
В первом стихе псалма проявляются все три действующих лица. Одно Лице - Высшее, Сам Бог Небесный, Вышний, на Которого уповает праведник и к Которому он словесно тепло обращается на «Ты», и ответ Которого праведнику псалмопевец Давид дерзает привести в заключительных стихах псаломской песни. Второе лицо - царь и пророк Давид, сочинитель хвалебной песни, ведущий и общее повествование, и оживленную беседу с Живущим по Божьим законам. И наконец, третье лицо, тот, кто назван в псалме первым, - Живый в помощи Вышняго. Живый - буквально живущий. Само слово представляет именную форму глагола от жить.
Кому же усвояется слово живый? Представим наименование этого лица из толкований святых отцов: это живущий по законам, заповедям Божиим, прибегающий к Богу, полагающийся на Бога, верный, верующий, уверовавший, благочестивый, праведный, праведник. Это и сам Давид, не раз вызволяемый Господом из самых тяжких обстоятельств, и его потомок царь Езекия, получивший при неложном своем уповании на Господа победу над тьмочисленными врагами и чудесное продление жизни (что составляет историческую основу псалма 90), и все вообще праведники Ветхого Завета.
Живый в помощи Вышняго - это и праведник, исповедник, мученик Нового Завета, водворяющийся в Царствие Небесное, любой христианин; это и Сам Господь Иисус Христос, ибо, по словам св. Димитрия Ростовского, «зде хваление Самого Христа Господа содержится, Иже Сый Бог Живый, в лони Отчи водворися навеки, победив диавола». Само причастие живый (живущий) согласуется с именами Божиими: Сый (Сущий), Грядый (Грядущий), Пасый Израиля (Пасущий Израиля, то есть богоизбранных людей).
Итак, слово Живый усваивается многим и каждому из нас. Это простирающаяся помощь Божия каждому и многим. Поэтому и в толкованиях, и особенно ярко в стихотворных переложениях псалма 90 говорится не о нем, едином живущем (3 лицо местоимения), а о многих нас (1 лицо местоимения во множественном числе).
О Боже! наше Ты прибежище и сила,
Защита крепкая и помощь нам в бедах, -
Когда бы нас Твоя десница не хранила,
Давно бы зрели нас враги в своих сетях.
И.Ф.Богданович. 1761 г.
Живый в помощи Вышняго… Помощь Господня, по согласному изъяснению всех толковников, - закон Божий: Закон бо в помощь даде (Ис. 8,20) (Закон Бог в помощь дал). В Ветхом Завете, когда жил и пророчествовал св. Давид, - это десятословие Моисеево. Для нас же, христиан, живущих в новый день мира, - это оживляющий и обновляющий источник евангельского учения.
Жизнь, по евангельскому учению, дает необоримую силу упования на Бога и в этой временной жизни, а главное - будущей, в Царствии Небесном. Ведь праведник в крове Бога Небесного водворится. Кров - это «покров», «защита Божия», это родные кров, и дом, и двор. В греческом языке (а именно с него переведена Псалтирь) слово живый произведено от глагола катикизо и имеет корень икос, означающий дом. Сам же глагол имеет значение поселять, водворять изгнанника, возвращать в отечество. В таком случае Живый означает не только того, в ком есть жизнь, но и того, кто движется в Отечество Небесное, охраняемый во всех путях своих Самим Богом и Его Ангелами.
Псалом «сложен образом разговора, ибо инде (в одном месте) пророк глаголет, инде человек праведный, инде Сам Бог» (святитель Ириней). Св. царь Давид ведет и общее рассуждение, и беседует с праведником, и представляет словесное уверение Бога в конце псалма. При отсутствии в церковнославянском языке специальных средств оформления прямой речи (кавычек, тире), при свойстве церковной грамматики опускать местоимения в речи как излишние, поскольку указание на лицо содержит глагол (уповаю - это «я» уповаю, 1 лицо), псалом представляет языковые трудности. Однако эта сложность начальная и после первого же разъяснения легко преодолевается.
Нина САБЛИНА, СПб (Продолжение следует)